Пятница, 22.11.2024, 18:39
Поволжские колонии
Приветствую Вас Посторонний | RSS
Главная Одежда и обычаи жителей Новоузеского уезда. 1890 год - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Одежда и обычаи жителей Новоузеского уезда. 1890 год
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:17 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline


Сведения об одежде крестьян и поселян немецких колоний Новоузенского уезда, Самарской губернии. 1890 год.

Содержание :

ПИСЬМО ИМПЕРАТОРСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ECTEСTBOЗHAHИЯ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ....3

Сведения об одежде крестьян Новоузенского уезда, Самарской губернии. 1890 год.

с. Борисоглебовка....4
с.Ивановка................4
с. Калуга...................11
с. Калдино................11
с.Митрофановка......12
с.Михайловка..........13
с. Романовка............14
с. Семеновка............15
с. Тамбовка..............16
с. Федоровка...........16

Сведения об одежде поселян немецких колоний Новоузенского уезда, Самарской губернии. 1890 год.

к. Шендорф....................................17
к. Фрезенталь.................................19
к. Визенмиллер..............................19
к. Старица (Райнвальд)..................19
к. Вольская (Куккус)........................20
к. Красный Яр (немецкий)..............22
к. Березовка (Деллер).....................22
к. Тонкошуровка ( Мариенталь)....23
к. Липов - Кут (Урбах)......................24
к. Липовка (Шефер)........................24
к. Краснополье (Пройс)..................25
к. Зауморье (Бангерт).....................25
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:20 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline
ИМПЕРАТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ECTEСTBOЗHAHИЯ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ.

состоящее

ПРИ МОСКОВСКОМЪ УНИВЕРСИТЕТЕ

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ  ОТДЕЛ

В виду постепенного и нередко быстрого исчезновения старинных особенностей в одежде среди крестьянского населения и немцев поселенцев  России, главным образом под влиянием городской промышленности  и торговли, было бы важно  в интересах этнографии собрать точные сведения о том, в каких местностях нашего отечества сохранилась еще старина в покрое одежды, в домашнем, изготовлении материала , в украшениях (напр. в вышивках) и т. подобное. Рассчитывая для получены таковых сведений о местных одежд на пресвященное содействие господ учителей и учительниц народных училищ, Отдел  Этнографии решил предложить  прилагаемую краткую программу с усердною просьбой разослать её в достаточном количестве экземпляров в   учебные заведения.

Желательно получить сведения по следующим вопросам:

1) Из какого материала шьется мужская и женская крестьянская одежда. Изготовляются ли материалы домашним способом или покупаются.

2) Из каких частей состоит одежда и как они называются. Какие особенности в покрое одежды.

3) Какие украшения и головные уборы носят женщины. Развито ли вышивание шерстью, бумагой, шелком, серебром и.т.п.

4) Нет ли сведений о более редких ,уже вышедших из употребления покроях одежды и о головных уборах.

5) Какая употребительно мужская и женская обувь.

6) Не заметно ли влияние городского костюма на сельский, и в чем оно проявляется.

7) Не заметно ли влияние инородческого костюма на народный русский или обратно.

Примечание. При ответе на предложенные вопросы необходимо точное обозначение местности (села, волости, уезда) в котором находится описываемая одежда.

Адрес: Москва. Политехнический Музей. В этнографический отдел.

ЦГАСО, фонд Р558, опись 1, дело 301  
ЦГАСО, фонд Р558, опись 1, дело 302

Составители :

Александр Винтер . Сайт http://wolgadeutsche.ucoz.ru   и http://gnadenflur.ucoz.ru
Генадий Кузнецов г. Саратов
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:20 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline
С. Борисоглебовка

М.Н.П. Учителя земской школы в селе Борисоглебовка Новоузенского уезда Самарской губернии Июля 20 1890 года №30

В императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии

На предложенные вопросы довожу до сведения вышепоименованного общества об одежде населения крестьян села Борисоглебовки, Козловской волости, Новоузенского уезда Самарской губернии следующее:

1. Как мужская, так и женская одежда шьётся исключительно из материала, купленного в лавках. Рубахи мужчин и платья женщин шьются из различных ситцев и сарпинок, по большей части красного цвета;
праздничные же рубахи и платья нередко шьются из шерстяных материй, каковые: фланель, кашемир,
люстрин и др.; верхняя одежда мужчин и женщин шьется из нанки, трека и сукна.

2. Одежда мужчин состоит из картуза, жилетки, пиджака или легкой поддевки, зимой - из шапки, полушубка, халаты и тулупа; одежда женщин состоит из платка, платья или юбки с кофтой, другого цвета передника, осенней стёганой ... кофты (бедуина) и шубы, иногда ушитой в талию. Покроя в одежде придерживаются городского.

3. Из украшений женщины носят серьги, бусы и ленты; головных уборов, кроме платков, никаких не носят.
Вышивание бумагой по канве и крючком развито между девушками; особенно любимых рисунков не замечается; берутся же рисунки из текущих журналов мод, каковых: Нива, Света и др.

4. О старинных покроях одежды и головных старинных уборах сведений не имеется.

5. Мужчины носят сшитые и личные валенки и калоши; при работе же в поле носят редко лапти и очень часто поршни (кожаная обувь, формой на лапти). Женщины носят полусапожки, башмаки, калоши, валенки, а также лапти и поршни.

6. Костюм крестьян описываемого мною села ничем не отличается от мещанского костюма города.

7. Влияния костюма инородческого на родной русский и обратно не наблюдается.

Учитель начальной народной школы в селе Борисоглебовке Козловской волости Новоузенского уезда Самарской губернии Дороил Васильев Турдакин
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:21 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline
с.Ивановка

Описание одежды жителей с.Ивановки, Федоровской волости, Новоузенского уезда Самарской губернии.

Жители с.Ивановки - малороссы, переселившиеся из разных мест Полтавской губернии около 55-ти лет тому назад.

Мужской и женский костюм жителей, относящийся ко времени основания с.Ивановки, был весьма несложен: у мужчин он состоял из белой и набойчитой сорочки самодельного, толстого холста и таких же штанов национального малороссийского покроя, у неженатых же ребят - из одной только, длиною до пят, сорочки (потому что, по словам старожилов, неженатые парни до женитьбы штанов не носили) - простой бараньей шапки и простых, неуклюжих кожаных сапогов с подковами; а у женщин - из белой же, самодельного холста, сорочки, "дерги", запона, головного платка и таких же, как у мужчин (а у девиц по праздникам красных) сапогов с подковами. Дерга и запон заменяли нынешнюю юбку и были ни что иное, как два четырехугольных куска самодельного черного сукна: первым прикрывался зад, а вторым - перед. Праздничные дерги ткались разноцветными: черными, красными и зелеными полосами, а запоны — все красные и вышивались разноцветным, иногда даже шелковым шитьем, равно и вся передняя часть рукавов, от плеча до сборчатой обшивки, и самые плечи расшивались разноцветной бумагой; и мужские сорочки, в свою очередь, не лишены были этих украшений, только вышивка была самого простого рисунка.

На голову женщины надевали сперва очипок (повойник), стягивавшийся на затылок, затем обвивали голову хлопчатобумажным платком, завязывая концы его на лбу, а девицы - под подбородком и очипка не носили, по праздникам же вместо платка на голову надевали убор из разноцветных лент и ими же убирали всю косу. Верхним платьем, как для мужчин, так и для женщин, служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин - всегда белого, у мужчин - серого, черного цвета, а кожухи - из недубленых овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков, над которыми все смеялись. Из женских украшений были в употреблении большие, круглые медные серьги и разноцветные хрустальные мониста (ожерелья).

В противоположность прежнему однообразию в одежде жителей и её крайней простоте, в настоящее время довольно резко бросается в глаза разнообразие их одежды и относительная изысканность ее покроя. Тот же контраст замечается и в отношении материала, из которого изготовлялась прежде и теперь приготовляется одежда жителей как прежде все (за исключением обуви и женских украшений) приготовлялась из домашнего материала, так теперь все делается исключительно из купленного, как-то: холста, коленкора, сатина, плиса, люстрина, Кашмира, бумажного и суконного трика и тонкого сукна, даже овчины и толстое сукно - и те выделываются особыми мастерами. Из всей одежды жителей единственное исключение составляют шерстяные чулки, которые приготовляются и из собственного материала, и домашними средствами. Одежда мужчин состоит: из сорочки, штанов или шароваров, жилета, пиджака, сюртука, бекешки, поддевки или коротайки, полушубка, тулупа, свиты, шапки, картуза, шейной косынки, шарфа и кушака. Сорочки у всех делаются с прямым воротничком, т.е. застегивающимся спереди, - только у стариков - с высоким, откладным воротником и ничем не закрытым разрезом на груди, у пожилых - точно такие же, но со стоячим воротничком, а у молодых хоть тоже со стоячим воротничком, но с блузой и обшлагами, застегивающимися двумя или тремя пуговками; сорочки делаются у первых из белого холста, сарпинки и ситца у вторых - из такого же материала, кроме холста, а у последних, кроме того, из пунца, красного и голубого Кашмира и такой же фланели, с расшитым воротником, рукавами и подолом, а также обшлагами. Подолы сорочек стариками, а иногда и пожилыми, заправляется под штаны. Штаны у стариков широкие, а у пожилых гораздо уже, -шьются у первых из белого и полосатого холста и толстых бумажных материй, например, казинета и простого бумажного трика, а у последних - только из бумажных материй и плиса, у молодых же штаны по своему покрою имеют претензию называться брюками и делаются, кроме плиса и бумажных материй, еще из сукна и суконного трика. Жилеты бывают глухие и открытые (с небольшой вырезкой на груди) -делаются из того же материала, из какого и брюки, и употребляются всеми возрастами, кроме старых стариков. Из всей верхней летней одежды более всего употребительны: во-первых, пиджаки, затем - сюртуки, далее бекешки и менее всех поддевки или коротейки. Пиджаки и сюртуки бывают как легкие, так и ватные; те и другие делаются из казинета и других бумажных материй серого и коричневого цвета, у молодых - более из плиса и даже сукна или суконного трика, а у стариков первые делаются иногда даже из деревенского сукна. Особенности в покрое сюртука в том, что вместо одного кармана позади делают многие два по бокам, и притом отверстия прорезываются не горизонтально, как у пиджака, а в наклонном положении, далее- вместо двух пуговиц позади пришиваются нередко три, и, наконец - к отвороченным лацканам пришивают тоже по одной пуговице, последнее делается и с лацканами пиджака. Бекешки и поддевки или коротайки покроем своим совершенно похожи на сборчатый овчинный полушубок, первые делаются из того же материала, из какого и пиджаки, а последние из простого сукна. Полушубки и тулупы делают из дубленых овчин, а свиты -из деревенского сукна, впрочем, первые нередко покрываются казинетом и другими бумажными материями, или сукном, а последние два, т.е. тулупы и свиты покрывают своим совершенно похожим на русские тулупы и дорожные кафтаны, т.е. длинные, широкие, с высоким воротником. Кушаки и шарфы употребляются по большей части шерстяные, цветные, последние же бывают иногда вязаные из простой шерсти и козьего пуха, шейные косынки - из ластика, сатина, а больше из полушелкового цветного атласа.

Будничную  (а у стариков и праздничную) обувь составляют большие кожаные сапоги, а зимой - валенки, праздничную же - красивые сапоги, с длинными узкими голенищами и высокими каблуками, а у некоторых, кроме того, валяная и резиновые калоши. На голове носят мещанский картуз, а зимой вязаные или барашковые, с суконным манчестеровым верхом, шапки, а у некоторых даже имеются и каракулевые. Женская одежда состоит: из сорочки, юбки, запона, раздувана, козачка, мисинера, стеганки, горбульки, курточки, кофты, широкоспинки, шубы, шубки и кожуха. Сорочки по своему покрою бывают двух видов: с плечиками и с блузой; первые употребляются старухами и пожилыми женщинами и делаются из белого холста, такого же ситца и сарпинки, а последние - молодыми и шьются из ситца, сарпинки и пунца. Юбки делаются довольно короткие, с приподнятым несколько передом, - у старух всегда темного или серого ситца, а больше кубовые, с мелкими и крупными цветочками, и притом безо всякой отделки, у молодых же - из ситца разных цветов, гладкой сарпинки, пунца, из разных шерстяных материй и даже красного и голубого Кашмира с разной отделкой.

Запоны употребляются всеми возрастами женщин и делаются, как у старых, так и у молодых женщин, из тех же материй, из каких и юбки, и с такой же отделкой. Отделка юбки и запона состоит или из одной наставной, или двух накладных оборок с бие1, обшитых кантами, или с вышивочной тесьмой; подол же юбки и запона обшивается или гладкой тесьмой, или материей неодинакового с юбкой и запоном цвета; за отсутствием оборок, отделкой служит затканная или накладная кайма, несколько бие 1 или зубцы с кантами, кружево или разного цвета (белого, черного, красного, зеленого и синего) волнообразный плоский шнурок; оборки из гладких материй нередко вышиваются в тамбуре. Раздуваном называется короткая широкополая кофта, состоящая из цельной спинки и пол, с узкими рукавами без обшлагов или же широким с обшлагами и стоячим воротничком; раздуваны шьются или из одинаковой материи с юбкой, или же черного люстрина, но больше всего в моде белые и пунцовые с вышитыми полями, подолом, рукавами и воротничком. Казачок - тоже короткая, но с гладким лифом кофта, плотно обхватывающая стан, но довольно широкая в подоле, с тремя складками назади и по одной с боков, над каждой складкой в талии пришивается по одной пуговке. Казачки шьются только ситца мелкими полосками с отделкой из узкой накладной оборки в складку, со шнурком, или же из бие с кантами. По той же приблизительно программе отделываются рукава и подол раздувана. Мисинером называется безрукавное платье с гладким лифом и сборками позади; они делаются из гладкого и цветного пунцового ситца или шерстяных материй, иногда с широкой наставной оборкой и бие, но чаще без оборки, с отделкой, как у юбки, кроме накладных оборок. Стеганкой называется стеганая юбка с таким лифом, без рукавов, носимая женщинами и девицами внизу, делается из ситца крупными цветами или полосами. Горбулёк - ни что иное, как стеганый раздувай, кроется исключительно ситцем темно- или светлобордового цвета с черной или голубой нашивкой на рукавах и кругом подола.

Курточка - это верхняя одежда длиною немного выше колена, покроем свои совершенно похожа на купеческую безрукавку; с правильно драпирующимися складками позади и довольно узкими рукавами; она кроется или синей нанкой, или плисом; талия же, пола и рукава отделываются плисовыми зубцами с красным кантом, вместо воротника - обшивка.

Кофта своим покроем совершенно похожа на казачок, только с обшивкой вместо воротника; она делается на вате и покрывается непременно кубовым ситцем с мелкими цветочками.

Покрой шуб и шубок один и тот же: они делаются полными, первые длиной гораздо ниже колена, а последние несколько короче, причем шубы делаются дублеными или крытыми казинетом, с широкой черной меховой обшивкой вместо воротника, а шубки - или меховые, или ваточные, с круглым выхухолевым воротником и обшлагами, крытые казинетом, плисом или сукном.

Широкоспинка - это ваточное, прямого покроя, пальто длиною до колен, крытое люстрином, ластиком или сатином, с круглыми матеревым воротником, обшитым бахромой и стеклярусом.

Будничный наряд женщин всех возрастов одинаков: он состоит из сорочки, юбки, запона и головного бумажного платка или толстой полушали и, кроме того, стеганки; только наряд молодых отличается яркостью красок ма... изяществом фасона и красотой отделки. Праздничный наряд пожилых и старух состоит из тех же частей, отличающихся только своей чистотой и новизной, а у некоторых, кроме того, - из раздувана или мисинера с неизбежным запоном, но без всяких украшений; наряд же молодых отличается как разнообразием своих частей, так и разнообразием материи и её цвета, а еще более разнообразием отделки: у одних он состоит из сорочки, юбки, запона и головного шерстяного или шелкового платка, у других, кроме того, из раздувана, у третьих - из козачка или мисинера и т.д.

Верхним платьем летом и осенью для молодых служат горбулек и курточка, для пожилых для пожилых курточка и широкоспинка, а зимой для всех служат шуба, шубка и кожух, для девиц же парадным верхним платьем и осенью и зимой служит кофта.

Женская обуви состоит из простых кожаных и ... сапог, низких башмаков с разрезом или резинкой на подъем, штиблет с резинками по бокам и высокими каблучками, и глубоких, с узкими подъемами, кожаных калош, надетых на чулки. В летнее время, по будням, многие ходят без всякой обуви, или носят немецкие "чуньки" (вязанки из простой шерсти, подшитые кожей). Чулки употребляются исключительно шерстяные: белые, красные и синие, а некоторые носят немецкие чулки белые, с узорчатым рисунком по бокам. Женщины заплетают волосы в две косы, обвивают их вокруг головы, потом, надевши очипок, повязывают голову платком, завязывают концы его под подбородком; девицы в косу заплетают несколько разноцветных шелковых лент и так повязывают голову или бумажным, или же шелковым цветным платком. Невесты к венцу голову с распущенными волосами повязывают шерстяным или шелковым платком и надевают сверху убор или венок из искусственных пунцовых и розовых цветов. Из женских украшений употребительны серебряные, а больше медные серьги - колечками, или с хрустальными разного цвета подвесками, а также серебряные и медные кольца; кроме того, в употреблении хрустальные манисты (ожерелья) и бисерные гайтаны.

Вышивка принята исключительно бумагой - в тамбур; из рисунков вышивания уважаются больше всего бесхарактерные, размашистые зигзаги. Переход от старинной одежды и её покроя к одежде и покрою позднейшего времени произошел под влиянием постоянного общения с русским пригородным населением в местах сбыта сельских продуктов, т.е. в торговых селениях, расположенных на Волге, и общение с русскими, живущими в самом с.Ивановке и ведущими городской образ жизни, или же под влиянием близкого соседства немцев, и, наконец, вследствие развившейся в с.Ивановка торговли мануфактурными товарами.
 
У немцев жители с.Ивановки, по-видимому, заимствовали покрой мужских сорочек, сюртуков, пиджаков, жилетов и брюк, а также употребление черной шейной косынки и употребление женских цветных чулок с чуньками; во всей же остальной одежде жителей видно влияние рук... городского, а отчасти и деревенского населения.

Учитель Ивановкой земской школы Александр Виноградов.

1 обойка - полоска ткани дня отделки обрезанных краев
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:26 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline








с. Калуга

Сведения об одеждах, носимых крестьянами села Калуги, той же волости, Новоузенского уезда Самарской губернии по предложенным вопросам Обществом любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии

1. Мужская и женская крестьянская одежда шьется из бумажных и шерстяных материй фабричного
приготовления. Домашним же способом приготовляется грубое сукно на армяки и юбки из разноцветной бумаги и шерсти.

2. Головной убор из шелкового алого платка с цветами носят женщины первый год замужества, а также ходят в церковь по большим праздникам. Вышивают сорочки и кофточки бумагой -тамбуром. Молодые женщины носят бархатные пояса, вышитые шелком и канителью.

3. Недавно носились сарафаны (сукманки) московского покроя. На голову надевали кички.

4. Мужчины носят сапоги, кожаные калоши и валенки. Женщины же все имеют калоши, штиблеты, низенькие башмаки и валяные сапоги.

5. Влияние городского костюма заметно и проявляется в виде пиджаков, валеных и резиновых калош. Женщины же шьют платья с оборками и по талии кофты, а некоторые имеют "тухоли" (туфли).

Учительница Калужского училища М.Сивор...
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:29 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline
с. Калдино

Сведения об одеждах крестьян села Калдина Федоровской волости Новоузенского уезда

Одежда крестьян с. Калдина шьётся из бумажной ткани. Материал для одежды покупается. Одежда мужчины состоит из ситцевой рубашки-косоворотки и шальвар плисовых или бумажного трика. Верхняя одежда состоит из овчинной шубы со сборами или полушубка, плисовой поддевки и пиджака.

Одежда женщины состоит из рубахи и сарафана; последний, впрочем, вытесняется городским платьем. Верхняя одежда женщины не отличается от мужской ни материалом, ни покроем: та же овчинная шуба со сборами, та же плисовая бекешка или поддевка. Кроме бумажных и шерстяных платков, женщины никаких головных украшений не носят. Из рукоделий, в последнее время особенно, развито шитье тамбурное. Из обуви мужчины носят сапоги, а женщины полусапожки, галоши глубокие, которые они надевают прямо на чулки, лапти встретишь редко. Большая часть жителей составляет мордва, но о костюмах мордовских остались лишь воспоминания. Особенной оригинальностью, говорят, отличался женский мордовский костюм. Он состоял из довольно узкой белой холщёвой рубахи с прямыми, едва покрывающими локоть, рукавами; вдоль рукава шло несколько узких полос вышивки, ворот и грудь украшались такой же вышивкой. Поверх рубашки надевался шушпан - род рубашки без рукавов и с открытым воротом; шушпан состоял из трех полотнищ холста, причем боковые швы сверху доходили только до пояса; обе стороны каждого полотнища украшались полосой шерстяной вышивки. Вместо пояса употребляли широкий шерстяной кушак собственного изделия. Преобладающими цветами шерсти были черный и красный. Головной убор составляла кичка; убор этот делался из холста и кумача и украшался шерстяной вышивкой, медными блестками, а у некоторых и монетами.
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:30 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline
с.Митрофановка

Его Высокоблагородию Инспектору народных училищ Новоузенского уезда Самарской губернии

Господину Федору Васильевичу Штырлину

От  учительницы Митрофановской земской школы Драгомировой

Рапорт.

На отношение Ваше от 5 июня сего года за №852, имею честь донести Вашему Высокоблагородию, что село Митрофановка состоит Федоровской волости Новоузенского уезда Самарской губернии населено государственными крестьянами. Причем нахожу я, что мужская крестьянская одежда шьется из купленного материала: сукна, плиса, трика и казинета. Летняя крестьянская одежда состоит из частей: картуза, бекешки,  пиджака, жилетки, шеравар, рубашки, пояса и кожаных...

Зимняя одежда состоит из частей: курдяйчатых, овчинных и валяных шапок, шарфов, крытых и наголовых дубленок, тулупов, полушубков, ваточных бекеш, кушаков, валяных сапог и варег 1.

Женская крестьянская одежда шьется из купленных материалов: сукна, плиса, трика и ситца. Летняя женская одежда состоит из частей: кофт, бедуинов, платьев, сарафанов, рукавов, поясов, фартуков,кожаных ботинков, башмаков, туфлей, безевых и шерстяных чулок, на головах платки шелковые,шерстяные и ситцевые. Зимняя женская одежда состоит из частей: крытых и наголовых тулупов, полутулупов, полушубков, валяных сапог, вязаных ботинков, шерстяных чулок; на головах носят шали шерстяные и бумажные, более головных украшений и уборов никаких не носят. При этом добавляя, что платья, сарафаны, рукава, фартуки и рубашки шьются белевые (?), шерстяные чулки и варьги вяжутся самими крестьянками. Мастерства, занятий и рукоделий в крестьянстве села Митрофановки не предвидится, а занимаются крестьянскими домашними и полевыми работами.

Учительница Драгомирова Июля 5 дня 1890

1 - Варежки
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:31 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline
с.Михайловка

1. Крестьянская верхняя одежда шьется из сукна, бумажного трика, казинета и, особенно любимого обоим полом, плиса. Женская одежда состоит из бумажных, шерстяных и, нередко, шелковых тканей. Женщины иногда носят шерстяные юбки домашнего изделия. Материал для одежды за немногими исключениями покупается.

2. В зимнее время мужчины носят тулупы и полушубки, иногда крытые сукном или казинетом; употребительны также кафтаны, по-местному "чапаны" своего изделия и покупные из байки. В другие времена года носят бекеши, пальто, пиджаки, сюртуки и жилеты. Женская одежда зимой состоит тулупа, полутулупа и из прямой крытой шубы с большим, вроде пелерины, воротником. В другое время крестьянки носят кафтаны со сборками, называемые крытый ками, ваточные короткие, со стоячим воротником, кофты, таковые же длинные с откладным воротником, называемые бедуимами, прямые летние кофты или "широкоспинки" и таковые же по талии -казачки; платье с гладким лифом без рукавов, называется
мисинером - название, вероятно, взятое от слова "мессионер". Особенностей в покрое одежды не
замечается.

3. Свои головы женщины покрывают обыкновенно платками и шалями, носят также сетки, волосники или повойники. Особенных головных украшений не видно. Развито тамбурное и канвовое вышивание бумагой, шерстью и изредка шелком.

4.О вышедших из употребления покроях одежды и головных уборах сведений не имеется

5. Мужскую обувь составляют валяные и кожаные сапоги и калоши. У женщин более распространены кожаные калоши и ботинки и вязаные из шерсти туфли, называемые чунками.

6. Влияние городского костюма на сельский проявляется в ношении мужчинами пальто, пиджаках и сюртучных пар, женщинами в ношении ботинок городского изделия и платьев мещанского покроя.

7. Все крестьяне одеваются по-русски, только упомянутые в 5-том чунки заимствованы у соседей-немцев.

Сведения относятся до села Михайловки, Федоровской волости, Новоузенского уезда, Самарской губернии.

Учитель Михайловской земской школы М.Клементьев
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:33 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline
с. Романовка

Описание жителей села Романовки, Калужской волости, Новоузенского уезда, Самарской губернии.

Жители села Романовки состоят из русских и хохлов. Соответственно такому составу жителей и одежда их лет 20 тому назад значительно разнилось, но в настоящее время хохлы обрусели и носят одежду одинаковую с русскими.

1. Материалом для одежды служат различные бумажные, льняные, шерстяные и шелковые ткани, преимущественно фабричного производства. Из бумажных тканей в употреблении различные ситцы, тик, сарпинка, холстина, бумазея, китайка ,коленкор, намбук, мелестин, плис, кунец, кисея и др. из шерстяных тканей употребительны: фланель, кашемир, альпага, иллюстрин, фабричное сукно ,драп и.др. Вообще все материалы для одежды – покупные за очень немногими исключениями, как например шерстяная материя для нижних юбок, довольно чистой работы, холст и сукно грубой работы, которые приготавливаются по заказу жителей своими односельчанами.

2. Мужская одежда большей частью состоит из рубашки, носимой навыпуск  штанов  или   шаровар,  жилета   и   пиджака,  у  некоторых кафтана. Поверх всего этого иногда  надеваются байковые или из грубого  сукна чапаны.  Некоторые  носят брюки,  сюртук  и  модное пальто. В зимнее время надевают нагольные полушубки и шубы или тулупы, иногда крытые сукном, поддевки на меху и теплое пальто модного покроя. Для покрытия головы в теплое время служат картуз и соломенные и войлочные шляпы с широкими полями, а зимой носят шапки. Женская одежда состоит из нижней рубашки, большей частью сшитой из разной материи: верхняя часть, называемая "станушкой", шьется из пунцу, коленкора или ситца, а нижняя часть, называемая "подставкой", шьется из холста или китайки. Поверх рубашки надевается или одна нижняя юбка, или же еще и верхняя с кофтой. Верхняя юбка шьется из ситца, пунца, шерстяной, изрядной (?) и шелковой материи. Спереди подвязывается фартук, называемый запоном. Некоторые из зажиточных носят платье мод, драповая кофта и модное пальто. В холодное время надевают длинные теплые, стеганые на вате, кофты, покрытые иллюстрином, нагольные полушубки и шубы, иногда крытые сукном.

3. Для покрытия головы служат платки из различных материй, а замужние женщины под платком носят еще нечто вроде шапочки, называемой повойником или волосником. В последнее время развилось вышивание в тамбуре, израдно и по контуру разноцветной бумагой, гарусом и шелком мужских и детских рубашек, женских кофт, фартуков и юбок. Рисунки вышивом тамбуром представляют листочки, цветочки, звездочки и проч., соединенные различными завитушками, а иногда не имеют никакого смысла, представляя собою лишь симметричное расположение прямых, кривых, извитых линий и кружков по фантазии вышивающих. Рисунки вышивают по канве, бывают так искусны, так как образцом для них служат вышивки, добытые от лиц, выписывающих модные журналы.

4. Лет 20 тому назад покрой одежды значительно разнился от ныне принятого жителями с.Романовки.  В то время  русская часть населения одевалась чисто по-русски, а именно: мужчины носили исключительно рубашки навыпуск, шаровары, запущенные в сапоги, кафтаны и чапаны, а женщины - сарафаны и кокошники на голове. Хохлы носили чисто малороссийский костюм, а именно:    широкие шаровары с запущенной в них рубашкой, короткие кафтаны или свитки, а женщины-хохлушки наверх рубашки, вместо юбки носили "плакты", состоявшие из трех несшитых полотнищ материи, прикрепляемых кушаком к туловищу, из коих два полотнища одинаковой материи прикрепляли позади туловища и одно полотнище, непременно другого цвета, спереди туловища. Хохлушки носили также поверх рубашки и сшитой юбки или панёвы и свитки из белого сукна. Молодые хохлушки носили на голове фустки или шали, повязываемые конусообразно, а пожилые женщины надевали намёшки, состоявшие из длинных полос белого полотна, обертываемых вокруг головы, вроде турецкой чалмы. Как русские, так и хохлы, в прежнее время носили одежду из материала преимущественно собственного, домашнего изделия.

5. Все мужское население, как прежде, так и теперь, носят почти без исключения сапоги и валенки. Женщины в настоящее время носят башмаки, полусапожки и сапоги, похожие на мужские, но с более короткими голенищами, в прежнее время хохлушки носили черевики из красного сафьяна.

6. Влияние    городского    костюма    на    сельский    проявляется преимущественно   между   зажиточными   жителями   в   стремлении одеваться соответственно моде, принятой в городах, но за неимением вкуса   часто   бывают   смешные   сочетания   городского   костюма   с сельским.

7. Влияние костюма немцев, живущих в обилии неподалеку от с.Романовки, на изменение костюма жителей её, как хохлов, так и русских,   кажется,   очень   велико,   и   едва   ли   чем  другим   можно объяснить перемену старинного покроя одежды жителей с.Романовки на новый немецкий, как только близким соседством немцев и частым сношением с ними. Впрочем, кажется, возможно, было бы и обратное, т.е.    на   образ   жизни    немцев,    окруженных   в    преобладающем количестве   русскими,   последние,   в   свою   очередь,   могли   иметь влияние, но ничего подобного не замечено, так как, несмотря на многие десятки лет сношений с русскими, немцы, не говоря уж об одежде,   не   научились   даже   порядочно   говорить   по-русски,   а большинство немок и совсем не понимают русского языка.

Учитель Романовской  земской    школы, Калужской    волости, Новоузенекого уезда Самарской губернии Николай Конторский
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:34 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline
с. Семеновка

1) Крестьяне села Семёновки Фёдоровской волости Новоузенского уезда покупают материал у местных сельских прискорядцев (?), а частию готовым - сшитым на сельских ярмарках. Из своего издельного - грубого сукна шьют свитки (короткие кафтаны) для осеннего и весеннего времени.

2) До 25-летнего возраста крестьянами носятся пиджаки и подобие сюртука (назади с тремя пуговицами) с плисовыми или казинетовыми шароварами и в сапоги обутыми; от 25 до 50-летнего возраста - теплые и холодные поддёвки до пояса и ниже. Особенностей в покроях нет. Поддёвки вообще схожи с мещанскими кафтанчиками, с мелкими сборами назади.

3) Головным украшением женщин служат платки и шали, кои носятся под "булавку", как они выражаются. С недавнего времени, не более лет 5-ти, многие из крестьянок занимаются вышивкой крючком в "тамбур" разноцветными бумагами для женских шапочек и мужских рубашек. Узоры для вышивания заимствуются у сельской интеллигенции.

5) В зимнее время крестьянами всех возрастов и пола носятся теплые сапоги, свалянными из шерсти овцы. Летом мужчины носят, кроме кожаных сапог, босовики (род башмаков); женщинами ботинки и "шлепки" (башмаки, связанные из шерсти, с кожаными подошвами, подшитыми иголкой через край).

6) На костюмировку в здешней местности от немецкое: картузы, сюртуки, пиджаки и соломенные шляпы; женщинами носятся платья в талию, юбки с кофтами и без оных, лишь на сорочку одеваемые. Фасоны 8 покрое платьев занимаются от немцев, жителей соседних колоний, но с народных - хохлацких - почти что не существует.

Настоящее записал учитель Семеновского начального сельского земского училища Александр Алексеев
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:35 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline
с. Тамбовка

Ответ на приложенный опросный лист. Одежда крестьян села Тамбовки особенностей не представляет. Как мужская, так и женская одежда шьется из ситца, сарпинки, шерстяной и шелковой материи, плиса и нанбука. Материал для одежды частью изготавливается самими крестьянами, а большей частью покупается. Одежда женщины состоит из следующих частей: нижняя одежда состоит почти у всех из материи своего приготовления, сорочки с длинными рукавами, короткой и широкой юбки. Верхняя одежда разнообразна: одна из них состоит из короткой узкой юбки с короткой прямой кофтой, которая называется раздуваном. Или же носят платья, называемые мисинерами. Эти платья довольно длинны и широки. Перед их с прямыми полами, а зад с гладким лифом; прямые широкие рукава. К этим платьям надеваются пояса своей работы, расшитые цветной бумагой или шерстью. Зажиточные крестьяне к подолу мисинера пришивают оборку аршин шириною и более; на верхний край оборки нашивают в несколько рядов цветной шнурок узкой ленты; носят и часто русские сарафаны.

Осенняя и зимняя одежда имеет фасон широкой сборчатой юбки с гладким лифом, называемым коротышем. Коротыш украшается цветными шнурками. Одежда состоит большею частью из ярких цветов. Покрой одежды особенностей не имеет. Украшение женщин бусы и кольца.Головные уборы носят женщины первый год замужества. Убор состоит из шелковой повязки, украшенной цветами в виде венца, который у шеи стягивается пучком цветных лент. Такой убор называется бантом. Вышивка не развита. Мужская обувь обыкновенная.Женская - состоит из высоких ботинок на высоких каблуках и кожаных калошах. Вообще костюм чисто русский.

Село Тамбовка, Калужской волости, Новоузенского уезда, Самарской губернии.

Учительница Л. Аристотелева. 1890 г. июля 25-го дня
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:35 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline
с. Федоровка

Одежда крестьян с. Федоровки Новоузенского уезда

Под влиянием расположенных вблизи названного селения немецких колоний одежда крестьян заменяется постепенно городской. По покрою одежда зимняя еще удерживает свой вид: тулупы, полушубки мужчин и шубы женщин остаются без изменений, хотя более преобладают крытые. Летний и осенний костюм вполне городской. У мужчин: сорочка-косоворотка с грудью накладной, пиджак, брюки; ватное пальто - по талии, калоши, у женщин платье, кофта с юбкой с различными видами изменений и украшений (оборки, буфы, бие и т.д) смотря по моде, ватное пальто-кофточка. Материал на одежду крестьяне покупают весь, за исключением овчин и шерсти, из первых зимнюю одежду, а из шерсти прядут пряжу, валенки, в последнее время мужские шляпы, сукно грубое, которое идет на шитье "свит" мужчинам и "курток" женщинам - они надеваются на время ненастной погоды.

Голову женщины зачесывают вгладь, собирая волосы в косы, которые свертываются на затылке и прикрепляются к волосам особой (полукруглая) вида гребенкой; некоторые из женщин накладывают волосник; у девушек этих гребенок нет, волосы придерживаются шпилькой. Среди крестьян развито вышивание бумагой, все сорочки - мужские по груди, вороту, подолу. Женские белые кофты покрываются вышивкой в тонах разного цвета бумагой (есть и шитье крестами по холсту). Излюбленных рисунков не замечается, хотя завитушки (спирали) преобладают.

Будничная обувь как у мужчин, так и у женщин вполне городская: у мужчин щегольские сапоги (которые усердно натираются ваксой), поверх которых молодежь носит брюки; у женщин ботинки на высоких подошвах с пуговицами, пряжками, блестками. К ненастью мужчины надевают поверх сапог калоши, а женщины прямо на чулок надевают калоши из кожи. Будничный костюм отличается только дешевле него ...тергасса

Сведения о бывшем малороссийском костюме из памяти потерялись.

1890 июля 21
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:39 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline
Сведения об одежде поселян немецких колоний Новоузенского уезда, Самарской губернии. 1890 год.

Шендорф

Немецкая колония Шендорф, Самарской губернии, Новоузенского уезда, Верхне - Ерусланской волости.

Мужская зимняя одежда . полушубок с фальдами и тулупы, имеются с дубленых овчин и на груди и рукавах обшиваются черными, красными ,синими и зелеными тесемками. Края груди , полов и воротника обшиваются ремешками, вырезанными из овчины  обычно с черной шерстью которая предварительно наполовину остригается, а иногда укрепляется ремешком. Овчины получают  от своих овец и на месте выдубляются  дубильщиками из Саратова и Самары.

Шапки покупаются и носятся меховые, но большей частью подделаные (под курчавыя),вязанные на плохой редкой материи подделаную под курчавую шерсть шапочки.Зимою носят сверху жилетки из сукна или бумажной материи поддевают еще пиджак или сюртук долгополый с фальдами ,шитые их хлопчатобумажной материи черного или сераго цвета. Весной и осенью надевают кафтан шитый из сукна приготовленного домашним образом мужиками. Рубашки шьются чаще из светлокрасной материи (китай) или из материи или из материи голубой (нанкинъ) которая покупается, при чем грудь и плечо украшают бруском вырезанным из  материи или тесемок.

Шьют рубашки и из холста домашнего приготовления, но уже редко.Гитаны ? Шъются из покупаемого черноцветной или серой хлопчатобумажной  материи а часто и из холста изготовленного домашним способом, окрашиваются в черный или голубой цвет, причем карманы украшаются тесемками или подкладными из цветной материи цветами.

Женщины носят зимой тоже шубы из овчин но без фальд и кофты из черной шерстяной или бумажной материи, кофты без ваты и подкладки но разноцветные ситцевые, а большой частью из черновой материи с ярко красными пятнами.

Юбки носят или только из ситца или шерстяные домашнего изготовления с продольными полосами. На юбку надевают фартук. Рубашки из холста белого цвета. Ниже следуют рисунке с описанием одежды.





 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:41 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline
Фрезенталь

Селение Фрезенталь, Нижне - Караманской волсти, Новоузенского уезда, Самарской губернии.

1. Мужская крестьянская одежда шьется из сукна. милтона, клисея и низнета. Женская одежда шьется из камлота, кашемира, сарпинки, ситца, нанкина, фланели , полотна и.т.д. Материал покупается.

2. Мужская одежда состоит сюртуков, пиджаков, жилетов, штанов, зимою еще поверх этого носят полушубки дубленые и кафтаны из грубого серого сукна или пальто из байка. Женская одежда состоит из платьев , юбок, кофт, фартуков и проч.Покрой походит на городской.

3. Как украшения женщины носят серьги, кольца, платки и шали бумажные и шерстяные. Вышивка развита мало и то только шерстью и бумагой.

4. О более редких уже вышедших из употребления покроях одежды и головных уборах сведений нет.

5. Мужская обувь : сапоги, валенки, низкие башмаки, полусапожки.

6. Влияние городского костюма на сельский заметно, оно проявляется в выборе материй и покроя одежды.

7. В с. Фрезенталь живут немцы колонисты.

3 июля 1890 года. Учитель Е. Грот

с. Визенмиллер

Сведения о местной одежде с. Визенмиллер, Торгунской волости, Новоузенского уезда, Самарской губернии.

Жители с. Визенмиллер переселялись сюда из разных колоний Саратовской губернии и здесь живя вместе и смешавшись между собою, не сохранили уже решительно никаких старинных национальных особенностей, как в покрое одежды так и в домашнем изготовлении материала. Материал исключительно покупается. В покрое можно заметить стремление к подражанию как городским костюмам. так и костюмам других соседних народов. Что же касается названий различных частей одежды, то некоторые  из них обозначаются русскими словами.
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:41 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9142
Статус: Offline
Старица (Райнвальд)

Описание одежды носимой в селе Старице, Красноярской волости, Новоузенского уезда, Самарской губернии.

Одежда носимая в нашем селе  изготавливается из различных материалов. Мужская из молестина, трико и сукна. Женская из бумазеи, ситца. сарпинки и кашемира. Материал приобретается на рынках и в лавках. Изготавливают материал и домашним способом. Для мужчин  делают следующее : пиджак, сюртук, брюки, жилеты, пальто и бекеши, а для женщин кофты, юбки, блузы пальто вроде шубки. Покрой всего этого самый обыкновенный подходящий и городскому деревенскому люду.

Головных уборов и украшений никаких нет. Материал употребляемый на верхнюю мужскую и женскую  одежду, изготавливают домашним способом, после чего его отдают для окраски .Что касается до обуви, то носятся сапоги, башмаки и валенки катанные и валяные которые изготавливают или покупают готовые. И в заключение хочу сказать, что вещи в настоящее время носятся городского типа.

Учитель Старицкой земской школы  И. Рейн
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz