Вторник, 26.11.2024, 04:11
Поволжские колонии
Приветствую Вас Посторонний | RSS
Главная Одежда и обычаи жителей Новоузеского уезда. 1890 год - Страница 2 - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Одежда и обычаи жителей Новоузеского уезда. 1890 год
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:17 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9147
Статус: Offline


Сведения об одежде крестьян и поселян немецких колоний Новоузенского уезда, Самарской губернии. 1890 год.

Содержание :

ПИСЬМО ИМПЕРАТОРСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ECTEСTBOЗHAHИЯ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ....3

Сведения об одежде крестьян Новоузенского уезда, Самарской губернии. 1890 год.

с. Борисоглебовка....4
с.Ивановка................4
с. Калуга...................11
с. Калдино................11
с.Митрофановка......12
с.Михайловка..........13
с. Романовка............14
с. Семеновка............15
с. Тамбовка..............16
с. Федоровка...........16

Сведения об одежде поселян немецких колоний Новоузенского уезда, Самарской губернии. 1890 год.

к. Шендорф....................................17
к. Фрезенталь.................................19
к. Визенмиллер..............................19
к. Старица (Райнвальд)..................19
к. Вольская (Куккус)........................20
к. Красный Яр (немецкий)..............22
к. Березовка (Деллер).....................22
к. Тонкошуровка ( Мариенталь)....23
к. Липов - Кут (Урбах)......................24
к. Липовка (Шефер)........................24
к. Краснополье (Пройс)..................25
к. Зауморье (Бангерт).....................25
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:42 | Сообщение # 16
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9147
Статус: Offline
Вольская (Куккус)

Его Высокородию. Господину Инспектору народных училищь Новоузенского уезда.

От учителя Вольской земской школы

Вследствие  предписания Вашего Высокородия от 5 июня с.г. за № 562 , имею честь дать ответ по вопросному листу.

Селение Вольская, Степновской волости, Новоузенского уезда, Самарской губернии.

Мужская одежда шьется здесь преимущественно из холста и кизнера. Большинство покупают обе материи, но есть и такие, которые холост изготавливают сами..Употребительный материал для изготовления женской одежды: сарпинка, байка, (особая толстая шероховатая материя) она всегда синяя с красными полосками. Все эти материалы покупаются. Один сорт байки (толстое сукно тёмно-синего цвета) употребляется на верхнюю теплую  одежду как мужскую так и женскую. Изготовленный домашним способом материал, отдают для  покраски.

Одежда мужчин состоит из холщевой рубашки и таких же кальсонов. Летом носятся одни только кальсоны и рубашки, а зимой сверху того надеваются теплые брюки из вышеописанной темной байки, жилетка из черного кизнета .В остальное время надевают зипун из той же темно-синей байки. Некоторые носят также овчинные полушубки, на голову надевают летом суконный картуз или мелкую шляпу, реже войлочную шляпу, а зимой барашковую, а то и просто вязанную шапку.(Вязанная как подделанная барашковая).

Обувь носится почти только зимой и состоит у мужчин и женщин из сапог и валенок. Женщины носят летом низкие башмаки и полусапожки. Наши деревенские сапожники делают "варшавскую обувь" и другие образцы  виденные где либо образцы обуви.

Женская одежда очень разнообразна. Причину этого в последние 5 лет я вижу, в следовании моде. Каждая поселянка хочет иметь что ни будь модное, а шьет она  себе костюмы сама. Несколько лет назад здесь вошли в моду кофточки особого покроя, носящие странные названия "прасна".Это что то вроде испанской "Mantilla" по поводу введения их рассказывают следующее.Когда в здешних магазинах появилась первая "прасна" ,то нард видя ,что они очень коротки (они не доходят еще  до талии и сочтя их неудобным для кроя  одеянием, сказал. Это напрасно ! (т.е. - что их хотят ввести) Не смотря на повсеместную оппозицию, "красна" спустя некоторое время стала появляться все чаще и чаще. Теперь не найдется женщины которая не имела бы их полдюжины,а некоторые считают приданное по числу "прасна" и байковых юбок. Кстати несколько слов о них. Байковые (шерстяные) юбки изготавливаются домашним способом, а именно из пряжи овечьей шерсти, которуе женщины прядут сами ,а потом отдают красить. После окраски они ткут материю и шьют себе сказанные юбки. Цвет всех этих юбок синий или черный с красными или белыми параллельными или симметрично расположенными полосками. Юбки, это сравнительно дорогая одежда, но зато и очень прочная. Такая юбка стоимостью в 3-4 рубля, может в будни прослужить 5-6 лет., а в праздники долее 10 лет. Головных уборов здесь женщинами не носится, за то очень распространено ношение простых коронов и стеклянных бус. Goiffure у всех одинакова, а именно - волосы сплетенные в две косы, которые намотаны на корзинку на задней части головы и закреплены проволочными или черепаховыми шпильками. Вышивание шерстью и бумагой начинает по малу входить в общее употребление ,рисунки не повторяются. Вышивание серебром и шелком, из за дороговизны этих двух материалов не практикуется.

Об особо редких уже вышедших из употребления одеяний и головных уборов сведений не имею. Опрошенные мной старожилы отвечали, что эта одежда у них исконна. В заключение несколько слов о влиянии городского костюма на сельский. Без сомнения сельчане перенимают моду у горожан. Особенно это заметно у женщин, те стали носить городскую одежду, обувь и.т.д. У мужчин вошли в моду пиджаки, сшиваемые в последнее время из пестрой материи. Влияния инородного на на народы русский и обратно я не замечаю.

Июня 30 дня 1890 года  № 13   Учитель П.П. Эгнер
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:44 | Сообщение # 17
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9147
Статус: Offline
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:56 | Сообщение # 18
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9147
Статус: Offline
Красный Яр (немецкий)

В Императорское общество любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии при Московском Университете

Учитель земского училища селения Красного Яра (немецкого)  ,той же волости ,Новоузенского уезда.

Красноярская мужская одежда шьется большей частью из цветного плюша, киснета,  простого синего холста, вообще из самой простой материи, которая продается сельскими торговцами или в городе Саратове, Покровской слободе и Баронске. Одежда более употребительна: сюртук, пиджаки, жилет и брюки. Покрой этой одежды самый обыкновенный и простой, части сюртука (бывает длинный и короткий)  спинку, передние 2 части, рукава и воротник. Все это по большей части самими хозяюшками. Жилеты и брюки делают тоже очень простой и свободный покрой и так же изготовляются хозяюшками. Кроме того на зиму бывают кафтаны из крупного сукна и полушубки из овечьей шкуры от своих овец и заказывают отделку шкур у русских скорняков и шубников. Одежда женская шьется из различных материй из ситца разного цвета и шерстяной ткани, которые покупаются. Одежду у нас носят свободную. ситцевую, черную шерстяную, кофты ,платья с лифом и юбки с оборками и без оных. На зиму у нас носят довольно длинные шубы из простого плюша и лисьим воротником, а так же и короткие, так называемые кафтаны из черной шерстяной материи длиной не более 2/4 аршина. Особых украшений и головных уборов у нас женщины не носят. Волосы аккуратно расчесываются с одной или двумя косами, которые на задней части головы связываются ситцевой черной или серебряной лентой  и одевается платок разных расцветок. Вышивка у нас совсем мало развита.Вышивают в основном шерстью. Любимых рисунков нет.

Обувь : сапоги с широким носками, укороченные сапоги с высокими каблуками и так называемые мужские башмаки и женские башмаки. На зиму носят валенки. Хорошо заметно влияние городского костюма на сельский. Женщины носят зимой хорошие сапоги с резиновыми калошами, а летом штиблеты и летние сапоги.

7 июля 1890 года № 18  Учитель Д.К.Геннинг
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:57 | Сообщение # 19
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9147
Статус: Offline
Село Березовка (Деллер) ,Степновской волости, Новоузенского уезда, Самарской губернии.

Мужская и женская крестьянская одежда шьется из холста, ситца, бумазея, сарпинки, разных бумажных и шерстяных тканей. Шубы и тулупы из овчин, а у более зажиточных также из сукна на меху. Материал для одежды почти весь покупается.

Местная мужская одежда ,это кафтаны, полушубки, тулупы, сюотуки, пиджаки, жилеты, брюки. шаровары, шапки, фуражки. Женская одежда, это шубы, подвинъ (длинная как шуба кофта с узкими рукавами на вате), кофты ,платья, юбки. Покрой одежды сельский, у некоторых замечается подражание городскому покрою. На голове женщины носят платки. Вышивание не развито. Сведений о более редких, уже вышедших из употребления покроя одежды не имеется.

Мужская обувь, это сапоги и валенки , женская ,это полусапожки, сапоги и валенки. Влияние городского покроя больше проявляется в женской одежде, а у мужчин- в ношении пальто, которое покупается готовым в городе. Влияние народного русского костюма на местный немецкий проявляется в ношении полушубков, тулупов из овчины и валенной обуви.

Учитель Березовской земской школы Оберт
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:57 | Сообщение # 20
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9147
Статус: Offline
Тонкошуровка  ( Мариенталь)

Поселяне - немцы селения Тонкошуровки ( Мариенталь) ,той же волости, Новоузенского уезда, Самарской губернии.

Этнографический очерк.

Немцы -колонисты с. Тонкошуровки также и окрестных селений до сих пор сохранили свой однообразный вкус, как в выборе материй для костюмов, так и в покрое одежды. Разве только с некоторыми исключениями, возникших от того, что немцы стали больше вращаться в среде русских от которых и переняли покрой русских мужских рубашек с косым воротом  и вышиванием. Покрой кафтанов и полушубков и стали предпочитать цветную материю. Влияние городского костюма как сельский не заметно. Вся материя для костюмов покупается, исключение - материя для женских юбок, кои изготавливаются домашним способом.

Мужские костюмы шьются из обычного материала, как то грубое сукно, грубая бумажная материя и из ситца. Женские костюмы шьются из шерстяной и шелковой  материи. Костюмы мужчин в летнее время состоит из кальсон, брюк и рубашки- поверх которой надевается однобортный с цветными пуговицами жилет, надевается сюртук или же пиджак, а зимой поверх всего надевается тулуп или полушубок.

Костюм женщины в летнее время состоит из сорочки, сверх которой надевается шерстяная своего изготовления юбка и коротенькая кофта. Зимой добавляют длинную с большим лисьим воротником шубу. или же короткую  отороченную  котиком шубку. Особенно оригинально смотрится шубка, рукава которой так далеко вшиваются в спины шубки, что кажется будто бы талия на спине. В осеннее время мужчины носят пиджаки на вате, женщины - же драповые кофты, вроде бурнуса.

Головным убором женщин является платок, в жаркое время во время работы на солнце, надевается соломенная с широкими полями  шляпа, которая защищает лицо от солнца. Мужчины кроме фуражек, носят в летнее время также соломенные или войлочные шляпы.

Вышивание шерстью и бумагой развиты, самые любимые рисунки для вышивания - цветы. В летнее время мужчины носят сапоги с длинными голенищами, зимою валенки с галошами и валеные сапоги. Женщины нгосят летом штиблеты или же низенькие башмаки вроде туфель.

Учитель 2-й Тонкошуровской земской школы Ефим Востоков
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:58 | Сообщение # 21
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9147
Статус: Offline
Липов - Кут (Урбах)

Сведения об одежде носимой поселянами -собственниками (бывшими колонистами) в селе Липовом - Куте. Тонкошуровской волости. Новоузенского уезда.

20-го июля 1890 года

1. Мужская и женская одежда в селе Липов - Кут шьется из следующих материй: бельё из холста и ситца, обувь из сапожного товара и из шерсти (валенки), шубы из шкур, а вся остальная одежда из различных бумажных и шерстяных материй разных наименований. Материал этот покупается . исключая (отчасти) шкур на шубы, шерсти на чулки , валенки и теплых женских юбок и соломы на шляпы.

2. Одежда эта состоит  из общеизвестных частей .которые носят общеизвестные названия: рубаха, подштанники, брюки, жилеты, пиджак, сюртук, кафтан, пальто, шуба, тулуп, шарф, кушак, башмак, картуз, или фуражка, шляпа, рукавицы, чулки, сапоги, башмаки, калоши, юбка, кофта, платок, шаль, передник и.т.д. Покрой костюмов принятый почти во всех немецких колониях луговой стороны Волги. имеет сходство с городским покроем.

3. Украшения носимые женщинами состоят из вышивки, нашивки из шнурков и ленточек иногда из бархата. При свадебных случаях девушки носят искусственные березовые венки. Головной убор женщин составляют платки, соломенные шляпы и шали.

4. О старинных одеждах сведений не имеется.

5. Мужскую и женскую обувь составляют башмаки, сапоги, валенки и калоши.

6. Влияние городского костюма на сельский замечается.

7. Заметно влияние народных русских костюмов на местный, которое проявляется в том, что более зажиточные поселяне начинают носить ситцевые и кумачевые косоворотки с выкрутасами на груди.

Учитель Липовокутской земской школы Яков Люцов

Липовка  (Шефер)

Сведения о покрое одежды в с. Липовке, Тонкошуровской волости, Новоузенского уезда.

1. Мужская и женская одежда шьется из холста, ситца и сукна.Весь материал на изготовление одежды покупается.

2. В покрое одежды никаких особенностей не встречается.

3. Вышивают шерстью, бумагою, шелком и.т.д. Плетением женщины не занимаются.

4. Сведений о более редких одеждах вышедших из употребления не имеется.

5. Мужская и женская обувь: зимой валенки, а летом сапоги и башмаки.

6. Городской костюм оказывает большое влияние особенно на женскую и детскую одежду.

7. Так как местные жители все немцы, то народный русский костюм встречается только в исключительных случаях.

Учитель Вагнер
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 14:59 | Сообщение # 22
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9147
Статус: Offline
Краснополье  (Прейс)

Его Высокородию. Господину Инспектору народных училищ  Новоузенского уезда.

От учителя Краснопольской земской школы, Ровненской волости.

В исполнение  предписания Вашего Высокородия от 5 июня с.г. за № 566 , имею честь дать ответ по вопросному листу.

1. Мужскую и женскую одежду шьют здесь из шерстяной и хлопчатобумажной материи, которую они покупают.

2. Мужская одежда состоит из темного цвета брюк, жилета, пиджака или сюртука, фуражки летнее время, а зимой для защиты от холода поверх того надевается полушубок или тулуп. Женская одежда состоит из юбки, кофты, передника и платка, на что в зимнее время надевают полушубок крытый черным сукном. Особенностей в крое одежды нет.

3. Головных украшений женщины сего села не носят. Вышивание не развито.

4. Сведений о более редких , уже вышедших из употребления покроях одежды и головных уборов, нет.

5. Мужчины носят сапоги . а женщины штиблеты.

6. Влияние городского костюма на сельский костюм не заметно.

7 августа 1890 г. Село Краснополье .Учитель Церр.

Зауморье (Бангерт)

Село Зауморье, Степновской волости, Новоузенского уезда, Самарской губернии.

1. Мужская и женская одежда шьется из суконного, шерстяного и бумажного материала, который покупается.

2. Одежда состоит из 4-х частей : воротников, рукавов, полова и спинки. Особенностей в покрое одежды, отличающих их от городской - нет.

3. Украшения и головные уборы женщинами не носятся. Вышивание и.т.п. не существует.

4. Никаких сведений о более редких уборах не имеется.

5. Употребляются : сапоги, валенки, башмаки.

6. Влияние городского костюма на сельский замечается уже давно во всей одежде вследствии торговых и промышленных сношений  с городскими жителями.

7. Влияние русской одежды на местную не замечается. Старина в покрое одежды по сеё время не сохранилось.

Учитель Зауморской земской школы Ив. Беслер
 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 15:19 | Сообщение # 23
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9147
Статус: Offline


 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 15:20 | Сообщение # 24
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9147
Статус: Offline


 
wolgadeutscheДата: Понедельник, 31.08.2020, 15:22 | Сообщение # 25
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9147
Статус: Offline
Немцы колонисты

В течение почти столетия пребывания в России колонисты придерживались привезенного из Германии национального костюма: рубашка с отложным воротником из белого полотна, черный галстук, короткий жилет с металлическими пуговицами и синий суконный полукафтан; сапоги с голенищами поверх штанов; на голове летняя черная шляпа, а зимою ватная на мерлушке или на сукне шапка; в праздник длинный трековый или нанковый длинный кафтан, который назывался "городским" (колонисты коверкали это название: "Karotzker Kaftan"), кафтан обязательно справлялся кандидату на женитьбу, и без него юноша не считался женихом. Тяжелые климатические условия дополняли обыкновенный колонистский зимний костюм овечьей дубленой шубой, крытой у более состоятельных колонистов черным сукном.

Женщины носили нижние вытканные шерстяные, с красными разводами, теплые юбки; поверх надевались короткие синие легкие юбки и короткие синие, с блестящими пуговицами на шнуре, душегрейки (Leibchen) без рукавов, с широким круглым вырезом вокруг шеи и с зубцами в талии, обшитыми узкой цветной тесемкой; под душегрейку одевалась белая бумажная рубаха, которая выглядывала буфами в талии и вокруг шеи; рукава рубахи, длинные и широкие, у кисти руки собирались буерами, плотно на шее привязывался шнур белых или желтых бус, которые колонисты называли кораллами (Karellen). Костюм довершал длинный белый бумажный фартук, который, как и рубашка, заменялся в праздник белым кисейным с большими цветами. Голова прикрывалась вязаным чепцом, который завязывался у молодых женщин под прической, у старых - под подбородком; обувь состояла из низких башмаков, без каблуков (наподобие нынешних чувяк), надетых на вязаные белые или синие чулки. Летом, во время полевых работ, женщины надевали широкополую соломенную шляпу с остроконечной  тульей. Зимою верхний костюм женщины составлял ватное пальто, доходившее до талии и стянутое в ней, а на голову надевалась теплая шаль.»

 (Из книги Я.У.Дитца  "История Поволжских немцев колонистов".)

Костюм колониста летом состоял только из холщевых брюк и такой же рубашки с прямым воротом, завязанным тесемкой; сверх холщевых брюк обыкновенно надевались еще брюки серого цвета из "нанкина" ("чертова кожа"). На голове надет суконный картуз. Если требовалось явиться к начальству и было очень жарко, то для порядка надевался еще жилет, который не полагалось застегивать. На ногах никакой обуви.В холодное время года сверх белья надевались брюки из самотканного сукна, окрашенного в синий цвет; из этого же материала была сшита часть костюма, напоминавшая длинный жилет, но с рукавами (Wams). Для выхода сверх этого надевался еще длиннополый кафтан из такого же сукна. В зимнее время сверх жилета прямо надевался полушубок. В холодное сырое время года надевались смазанные сапоги, а зимою при снеге - валенки. Отправляясь в дорогу, колонист сверх полушубка надевал еще овчинный тулуп.

Женский костюм также был немногосложен. Летом - сорочка и шерстяная юбка из самотканной ткани, в праздники, кроме того, белые бумажные чулки и башмаки, а сверх сорочки надевался еще лифчик из пестрой материи у молодых женщин и из темной у старух. На голове бумажная или легкая шерстяная шаль с яркими рисунками. Только в конце шестидесятых годов появились свободные кофточки без талии. Зимою: шерстяные синие чулки, валяные высокие туфли с красной каймой из гаруса, стеганный ватный лифчик, две-три юбки, а на голове теплая шаль по большей части также синего или черного цвета. Для выхода сверх лифчика надевалась еще плотно облегающая, короткая стеганая на вате кофточка и только в сильные морозы полушубок без воротника с высокой талией. Более состоятельные мужчины для церкви надевали черный сюртук, такую же жилетку и брюки, обязательно заправленные в сапоги, на выпуск носили брюки только люди, претендовавшие на занятие более высокого положения: писаря, учитель и т. п. Зимою вместо картуза полагалось надевать шапку, но меховых шапок не было.»

( Из книги П.К.Галлера "Воспоминания.Быт немцев колонистов в 60-х годах ХIX столетия".)








 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz