Суббота, 23.10.2021, 07:49
Поволжские колонии
Приветствую Вас Посторонний | RSS
Главная Гримм , Лесной Карамыш - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Материнские колонии - mother colony » В - Г » Гримм , Лесной Карамыш (Grimm ,Lesnoj Karamysch, Kamenskij)
Гримм , Лесной Карамыш
wolgadeutscheДата: Среда, 25.02.2009, 12:54 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline

Ortsname Grimm

Weitere Ortsnamen Lesnoj Karamysch, Kamenskij

Gebietsbezeichnung Wolgagebiet Admin. Zuordnung Gouv. Saratow/ASSRdWD/Kanton Balzer

Gründungsjahr 1767

Kolonietyp Mutterkolonie

Topografische Lage Karte 1; B-5/C-5

Landfläche/-nutzung 14.483 Desj. (1857)

Einwohnerzahl 769 (1773), 962 (1788), 4.497 (1857), 9.257 (1894), 10.377 (1905), 10.934 (1910), 11.788, (1912), 5.300 (1926)

Konfession evangelisch

Zusatzinformationen Die Kolonie lag etwa 20 km im SW von Balzer (Bergseite) am Fluss Lesnoi Karamysch. Der deutsche Name der Kolonie stammt von einem der ersten Ansiedler, Konstantin Nikolajewitsch Grimm. Die territoriale Ausbreitung, zunehmende Bevölkerungsdichte und Neuerungen bei den Baumethoden erforderten eine neue Planungsentwicklung für die Kolonien im Wolgagebiet. Die Kolonie Grimm gehörte zu den zehn ausgewählten großen Kolonien, für die im Zeitraum 1820-1824 vom russischen Innenministerium neue Pläne entwickelt wurden. 1886 wurden bereits 348 eingeschossige Steingebäude und 233 Holzgebäude erfasst. Trotz der Auswanderung in die USA und nach Kanada am Ende des 19. und am Anfang des 20. Jahrhunderts wurde 1912 mit fast 12.000 Einwohnern die höchste Bevölkerungszahl in der Geschichte Grimms erreicht. In Grimm entstand eine Fabrik für landwirtschaftliche Maschinen. Diese wurde in der Sowjetzeit nationalisiert und produzierte 1928/29 etwa 3.000 Putzmaschinen. Daneben gab es noch die Eisengießerei „Rekord“ und fünf Mühlen. 1767 wurde das Kirchspiel Grimm gegründet. 1926 war der Ort Sowjetsitz. Es gab eine 4-klassige Grundschule und eine weiterführende Schule mit den Klassenstufen 5 bis 9. Außerdem gab es ein landwirtschaftliches Technikum für Gemüse-und Obstanbau, eine Bibliothek und eine Lesehalle. (HB 1955, S. 112;
Göttingen 1997, S. 34; Kirche, ev. Teil, S. 191)

 
wolgadeutscheДата: Среда, 25.02.2009, 12:54 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline
Гримм

(Сейчас п. Каменский Красноармейского района Саратовской области.)

Лесной Карамыш (Гримм), немецкая колония Камышинского уезда, Сосновской волости, Саратовской губернии (до октября 1918 года). Расположена под 50°53' сев. широты и 45°29' вост. долготы, на левом берегу речки Лесной Карамыш, давшей колонии её название, на большом Саратовско-Астраханском почтовом тракте, в 90 верстах от уездного города Камышина и в 10 верстах от волостного села Усть-Золихи (Мессер). Селение располагалось вдоль по речке Лесной Карамыш на 2 версты и в ширину ½ версты; населено колонистами немцами, лютеранами и имело лютеранскую церковь, школу, центральное училище, базары и ярмарку. Колония - коронная. Якоб Дитц в Истории поволжских немцев-колонистов сообщает, что колония Гримм основана 10 мая 1765 г. У И. Плеве (Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века.) находим, что колония Гримм основана 1 июля 1767 г. По сведениям же Клауса (Наши колонии) колония поселена между 1764-66 годами, а по сведениям волостного правления до 1770 г. Некоторые из колонистов пришли из Гессендармштадта, Вюртемберга и Саксонии, другие из Швейцарии и частью из Кенигсберга; судя по фамилиям, есть основание думать, что среди первоначально поселившихся были и французы. Так или иначе, известно, что после Отечественной войны 1812 года к колонии причислен бывший военнопленный наполеоновской армии Глейм, пожелавший остаться в России. Из сохранившейся копии о семейном составе поселянина Иоганеса Конрада Леонгард, выданной 23 мая 1766 г. видно, что семейство это вышло из местечка Шпредлинг из Франкфурта-на-Майне. Название своё получила по имени форштегера Гримм. По указу от 26 февраля 1768 г. о наименованиях немецких колоний получила название Лесной Карамыш. По данным Карла Штумппа число жителей колонии в 1772 г. составляло 769 душ обоего пола. По ведомости колоний иностранных поселенцев, состоящих в ведении Министерства Государственных Имуществ, колония Лесной Карамыш принадлежала к Сосновскому округу Камышинского уезда, будучи наделена по 8-й ревизии 1834 г. по 15 десятин на душу, по планам генерального межевания надельной земли удобной показано 9691 десятина, что составляло по 10-й ревизии 1857 г. на 2366 душ мужского пола около 3,6 десятин на душу. Движение числа семейств и душ мужского и женского пола по ревизиям по ведомости, составленной в 1859 году, следующее:

Ревизии Число семейств Число душ
мужского пола женского пола всего
По 5-й ревизии 1788 г. 162 493 469 962
По 6-й ревизии 1798 г. 167 566 559 1125
По 7-й ревизии 1816 г. 209 872 829 1701
По 8-й ревизии 1834 г. 331 1655 1475 3130
По 9-й ревизии 1850 г. 350 2323 2129 4452
По 10-й ревизии 1857 г. 360 2366 2131 4497

По сведениям Центрального Статистического Комитета в колонии в 1859 г. насчитывалось 351 двор с числом жителей 5074 душ обоего пола, в т.ч. 2640 душ мужского пола, 2434 - женского; здесь имелась лютеранская церковь, училище, ярмарок - 2, базар, мельниц - 8.

Наименования колонии: Гримм (Grimm), Лесной Карамыш.

У А. Н. Минха в Историко-географическом словаре Саратовской губернии [3, с. 594-597] находим:

«Эмиграция в Америку началась с 1875 г. до 1879 г., в этот промежуток времени переселилось и исключено из общества до 6 семейств. С 1879 г. до 1886 г. переселений туда не было, а с 1886 г. снова уехало по паспортам 3 семейства. Многие, вероятно, ушли бы еще после этого, но от уехавших были получены не утешительные известия, что "они не нашли того, что искали и, если бы были средства на дорогу, то вернулись бы".

По земской переписи 1886 г. в колонии Лесной Карамыш считалось 620 домохозяйств, 2926 душ муж. пола, 2820 женского, всего 5746 душ обоего пола наличных поселян-немцев, лютеран, баптистов и сепаратистов; кроме того 343 семьи постоянно отсутствующих и 10 семейств в 55 душ обоего пола постороннего населения; грамотных считалось 1658 мужчин и 1598 женщин. В селе всех жилых домов 581, из них каменных - 348, деревянных - 233, крытых тесом - 191, соломой - 389, землей - 1; промышленных заведений - 45, питейных - 2, лавок - 10. У поселян было - 397 плугов, 80 веялок, 3 молотилки; лошадей рабочих и нерабочих - 1922, волов - 328, коров и телят - 1551, овец - 2614, свиней - 1394, коз - 1027. Всех платежей и повинностей годовых в 1885 г. приходилось 22171 руб.; доходных и оброчных статей от: водяной мельницы при ручье, с 6 мельниц на р. Лесном Карамыше, с 1 мельницы на р. Золотухе (все эти мельницы были сданы на 12 лет), с базарной площади, с ярмарочной площади и лавок, всего - 5150 руб. Всей надельной земли у общества 16353 ½ десятин удобной (в т. ч. пашни 12351 десятина) и неудобной 2078 десятин, всего 18431 ½ десятин. Надел находится в 3 участках: 1) при колонии - в 13079 десятин удобной и 1845 2/5 десятин неудобной; 2) в даче под лит. С. - 3088 1/10 десятин удобной и 212 ½ десятин неудобной и 3) "Десятилетняя пустошь" - в 186 2/5 десятин удобной и 19 7/10 неудобной; но все эти участки в одной окружной меже. Пашня кругом селения и самый дальний конец ее - в 12 верстах. ¼ всей площади - чернозем, глубиною от ½ до ¾ аршина; ¼ часть серая, с мелким, белым, мягким камнем, земля и ¼ часть солонец и глина. Подпочва - под черноземом и супесью - красная глина, а на местах каменистых - мягкий камень. Пашня местами холмистая; в наделе до 17 оврагов, из них 3 под лесом. При поселении земля была разделена по фамилиям, а с 1830 годов стали делить по ревизским душам, производя коренные переделы при ревизиях, - так продолжалось до 1878 года, когда состоялся передел по наличным душам мужского пола, на 8-ми летние сроки. До 1865 года были случаи, что некоторые отказывались от земли, в виду того, что не окупала платежи, но затем стали брать ее охотно. Покоса до 410 десятин, делят его по земельным душам. Леса до 616 десятин с мелким кустарником, он разделен на 30 участков и ежегодно рубят по 1 участку. Топка производится кизяками и соломой; некоторые с 1880-х годов, стали покупать лес у удела пятериками (чернолесье) - по 15-20 рублей за пятерик. Картофельники и капустники, расположенные по речке, поделены по душам. Сады в 1877 году были обложены по 6 рублей за 1 десятину, но впоследствии сбор этот был отменен. Общественные запашки были лишь долговые. В колонии 2 хлебных запасных магазина, оба деревянные, крытые: один тесом, другой железом. Преобладающим в посеве хлебом является яровая русская пшеница; ржи сеют 1/3 площади пшеницы; овса и ячменя менее ржи; просо, горох, лен, подсолнечник и рыжик возделываются в весьма ограниченном размере; раньше сеяли еще яровую рожь, но вследствие плохих урожаев ее, лет 25 уже прекратили посев. Поля не унаваживаются. Раньше после ржи сеяли 2 года подряд пшеницу, но теперь перешли к правильному трехполью. Хлеб продают в Сосновке, Золотом и Банном. Некоторые снимают у соседнего землевладельца под посев пшеницы по 10 рублей за 1 казенную десятину земли, вспаханной с осени; другие сеют исполу за Волгой; преимущественно же берут землю душами у своих однообщественников с покосом и лесом, за подати и повинности с приплатой 1 рубля на душу. Многие из местных поселян, занимающихся хлебопашеством, осенью и зимой заняты выделкою сарпинки[ткацкое дело перенесли в Лесной Карамыш сарептяне в 1819 г. - А.Ш.], зарабатывая ежедневно 20-30 копеек; занятие это преимущественно выпадает на долю женщин и в особенности девушек в возрасте от 15 до 20 лет. Не маловажную роль в заработках здешнего населения играет также производство трубок, выделываемых из корня и ствола березы и клена; покупают дерево в Ключах, на Латрыке, Панцире и Севастьяновке возами, корни рублей по 6 по выбору, а кривые обрубки - по 4 рубля воз. Количество выделываемых из 1 воза трубок колеблется от 400 до 1000 штук. Некоторые начинают свою работу с октября и работают круглый год. Подготовительные работы (чистка, отделка дерева и проч.) исполняются женщинами и детьми с 10 летнего возраста. Промысел этот занесен сюда в начале 1800-х годов, из-за Волги, из какой-то колонии около Баронска, Николаевского уезда; а в последние 30 лет принимает с каждым годом все большие и большие размеры. Некоторые продаю выделываемые ими трубки сами, в окрестных селениях за Волгой, в Аткарском уезде и в г. Камышине, большинство же работает для местных лавочников, которые их отправляют в г.г.: Моршанск, Козлов, Тамбов, Пензу, Сызрань, Оренбург, Самару и Астрахань. Трубки делают простые и с оправой латунной и польского серебра. Всех сортов, выделываемых здесь трубок, до 19, из которых некоторые имеют особые названия: Schnepper, Венгерские, Rettinger, Калмыцкие (из старого дубового корня), Rissing (по имени первого мастера), Pamperknippel, Hengel, Stiefelpfeife, Sefzmaul, Schuster. Чубуки делают здесь только 2 семьи. Еще более видное место в ряду здешних промыслов занимает приготовление веялок: производство это началось с 1876 г., когда некто Брункгардт, увидав в первый раз веялку, привезенную сюда из-за Волги, от менонитов, первый принялся за эту работу. В настоящее время занято этим уже до 100 семей, зарабатывая в год от 200 до 500 рублей. Лес для веялок покупают на пристанях в Сосновке и Банновке, чугунные части (шестерни, подшипники и проч.) - в местных лавках; сетки для сит и цинковые листы покупают тоже здесь, железные же части работают местные кузнецы. Продают обыкновенно веялки здешним торговцам по 20-25 рублей штуку; раньше, в 1877-1883 годах они продавались дороже от 40 до 80 р. веялка. Для их работы особых помещений здесь не имеют, а делают зимой - в избе, летом же - на дворе. Дети учатся главным образом в церковно-приходской немецкой школе; в ней обучалось в 1886 г. - 611 мальчиков и 596 девочек. Кроме того, здесь существует центральное училище, основанное в 1866 году конторою иностранных поселенцев, с целью приготовления шульмейстеров, которые владели бы русским языком; училище это существовало сначала на капиталы, образовавшиеся из переселенческих сумм и хранившиеся в переселенческой конторе, но с упразднением последней, около 1877 года, училище перешло в ведение Министерства народного просвещения, с фондом из оставшихся переселенческих капиталов в 60000 рублей. Курс учения 6 летний, по 1 ½ года в каждом классе; всех классов - 4. По сведениям губернского статистич. комитета за 1891 год здесь считалось 587 дворов, 4198 душ мужского пола, 4035 женского, итого 8133 души обоего пола всех вообще жителей.»

Об учреждении центрального училища в Лесном Карамыше Якоб Дитц [9, с. 354-355] сообщает следующее:

«В 1865 г. съезд уполномоченных колонистских обществ Саратовской губернии возбудил ходатайство о разрешении учредить в Лесном Карамыше центральное училище наподобие Екатериненштадтского и израсходовать из переселенческого капитала 30000 руб. на возведение построек и обзаведение училища и 65000 руб. - на неприкосновенный фонд, проценты с которого назначаются на содержание училища. Министерство государственных имуществ согласилось с ходатайством колонистов и сделало представление в комитет министров об учреждении Лесно-Карамышского центрального училища. 5 августа 1866 г. высочайше повелено: 1) разрешить обществам колоний иностранных поселенцев Саратовской губернии открыть в колонии Лесной Карамыш училище под названием "Лесно-Карамышское центральное русское училище", примерно на 150 вольно-приходящих учеников, в двух классах и при них приготовительные, с подразделением последнего и первого низшего - каждого на два параллельных класса, с 4 учителями из лиц, окончивших курс в одном из высших или средних учебных заведений и имеющих аттестаты на звание учителя уездных училищ; 2) предоставить учителям право на звание и пенсии учителей уездных училищ Министерства народного просвещения и 3) предоставить министру государственных имуществ на этих основаниях и на ассигнованные обществами средства устроить училище, применяясь к положению и программе Екатериненштадтского центрального училища.

На основании этого повеления в сентябре 1867 г. было открыто Лесно-Карамышское центральное училище в составе приготовительных и младших классов, а в 1869 г. - первого курса старшего класса.»

С состоянием Лесно-Карамышского училища знакомит нас управляющий Конторы иностранных поселенцев действительный статский советник Семен Николаевич Шафранов, ревизовавший училище в начале 1868 года [9, с. 357-358]:

Центральное училище. Фото до 1917 г. «Училищный дом, весьма приличной наружности, значительных размеров и состоит из одной залы с 18 окнами в долевых стенах. Я нашел в ней сидящими 450 человек учащихся, в том числе до 100 девочек от 7-15 лет, и это было только половинное число, так называемый утренний класс; другие 450 человек приходят учиться после обеда. Сидели все на весьма узких, тонких и длинных досках или скамейках, держа в руках книги на весу, потому что столов при скамейках не было, а близ кафедры расположены были 3 или четыре стола, для обучения письму избранных. У учителя был помощник, занимавшийся с азбучниками (человек до 100) вполголоса и отдельно с каждым, в то самое время как учитель выслушивал громкое чтение заветников (Testamentschüler); ответы же по другим учебным предметам давались постоянно оглушающим хором. В стороне, на окне, я заметил свежую таловую палочку в полдюйма толщины и длиною в аршин. Дети сидели чрезмерно тесно, в верхнем платье и в мокрой от снега обуви; почти у всех лица были в поту. Несмотря на солнечное утро, среди залы едва можно было читать, до того она наполнена была каким-то паром. Сопровождавшие меня, не привыкшие к школьной атмосфере люди скрылись через четверть часа. Следовало уже ожидать, что при такой обстановке о преподавании, в смысле умственного развития, не могло быть и речи; все ограничивалось строжайшим выполнением школьного механизма, без чего, конечно, и нельзя было бы держать эту массу живых тел в неподвижном порядке. Посетил я также и послеобеденный урок, в котором участвовали другие 450 человек учащихся. Когда я раздумывал, какие телесные и тем паче нравственные усилия потребны учителю на одно то, чтобы поддерживать только дисциплину в четырехсотглавой толпе существ, на глаза вдруг попала виденная мною поутру палочка; но она была вся обломана, и осталось от нее немного больше того, сколько можно в руке держать. Тут я догадался о дисциплинарном секрете, и догадку мою подтвердил после сам учитель, рассказавший, что средневековые пали (удары палкой или линейкой по ладони) царствуют во всех колонистских школах.»

По сведениям Сосновского волостного правления 1894 г. колония Лесной Карамыш (Гримм), располагалась по речке Бах (ручей, речка) и в ней имелось: деревянная церковь, крытая железом, освящена в 1842 г., при ней приходский пасторат; церковно-приходская школа, существующая с основания селения; казенное третьеразрядное центральное училище с 1865 года; базарная площадь, базары по субботам, торговали разным крестьянским товаром, летом и зимой собиралось до 100 подвод; 2 ярмарки: 29 июня и на Михайлов день, торговали разным крестьянским товаром и собиралось до 150 подвод. В 1894 году здесь считалось 619 дворов, в числе которых 3 общественных строения; постройки крестьян деревянные, из дикого камня и кирпича, большей частью крыты соломой, около 1/5 - деревом и 7 каменных домов - железом. Селение планировано и разделено на кварталы. Жителей 4743 душ мужского пола, 4514 - женского, всего 9257 душ обоего пола поселян-собственников, лютеран, составлявших 1 общество, занимавшихся хлебопашеством, изделием веялочных машин, фур и до 600 человек тканьем сарпинки. Надельной удобной земли 16353 десятины, переделенной на 12 лет по числу наличных душ мужского пола.

В Лесном Карамыше имелся механический завод. Кроме чугунного литья, завод выделывал жатки-лобогрейки по модели Клейнерта и конные молотилки по Фуксу, мельничные трансмиссии и даже нефтяные двигатели.

После образования трудовой коммуны (автономной области) немцев Поволжья село Гримм - административный центр Гриммского сельского совета Бальцерского кантона. В селе имелся завод "Кара-Комбинат" (быв. Штрек), на котором отливались чугунные части к веялкам типа "Колонистка" и "Шульц". По переписи населения 1926 г. село насчитывало 1001 домохозяйств с населением - 5645 чел. (2746 муж. п., 2899 жен. п.), в т.ч. немецкое население - 5608 чел. (2724 муж. п., 2884 жен. п.), домохозяйств - 985. В 1926 г. в Гриммский сельсовет входило одно с. Гримм.

С 1 января 1935 г. по 7 сентября 1941 г. с. Гримм - кантонный центр Каменского кантона АССР НП. Территория кантона составляла на 1 октября 1938 г. - 0,9 тыс. кв. км. Кантон включал в себя 10 населенных пунктов с населением 18,4 тыс. человек (данные на 1 января 1941 г.).

Литература:

1. Список населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года. XXXVIII. Саратовская губерния. СПб, 1862, с. 59.
2. Клаус А. А. Наши колонии. СПб, 1869. Приложение II, с. 10, Приложение IV, с. 48-49.
3. Минх А. Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Южные уезды: Камышинский и Царицынский. Саратов, 1901, т.1, вып. 3, лит. Л-Ф, с. 593-597.
4. Поволжье: Путеводитель по Волге, Оке, Каме, Вятке и Белой / Под ред. В.П. Семенова. Л., 1926, с. 368.
5. Предварительные итоги Всесоюзной переписи населения 1926 года по АССР Немцев Поволжья. Покровск, 1927, с. 28-83.
6. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 октября 1938 года. М., 1938, с. 129-130.
7. Geographisch-Administrative Karte der Arbeitskommune des Gebietes der Wolgadeutschen. Pokrowsk, 1922-IX. Факсимильное воспроизведение. Приложение к Heimatbuch der Deutschen aus Russland 1982-1984.
8. Karte der ASSR der Wolgadeutschen. Herausgegeben von Alfred Eisfeld. Nachdruck der Ausgabe Saratow 1934. Göttingen, 1997.
9. Дитц Я. Е. История поволжских немцев-колонистов. М., 1997.
10. Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века. М., 2000.
11. Немцы России: энциклопедия. М., 2004, т. 2, с. 29.
12. Stumpp K. Die Auswanderung aus Deutschland nach Rußland in den Jahren 1763 bis 1862. Landsmannschaft der Deutschen aus Rußland, 2004, 70 S.

Сайт

Фотоальбом

 
wolgadeutscheДата: Пятница, 11.09.2009, 16:27 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline

Wochenmarkt in Grimm

 
wolgadeutscheДата: Суббота, 21.11.2009, 09:26 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline
Участники ВОВ из с.Гримм погибшие на войне или пропавшие без вести:

Подробнее можно искать здесь: http://www.obd-memorial.ru/Memorial/Memorial.html

 
wolgadeutscheДата: Суббота, 21.11.2009, 09:31 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline
Роберт Ритчер. Рассказы о русских немцах

*****
С 1768-го года некоторые колонии стали своего рода административными центрами, местами дислокации крайскомиссаров – официальных представителей государства, призванных непосредственно управлять группой колоний (округом). Окружными центрами сначала были Добринка, Бэр, Шиллинг, Норка – на правобережье, Шафгаузен, Екатериненштадт, Покровская Слобода (Казакенштадт), Мариенталь – на луговой. С течением времени положение менялось, на первые места выходили другие колонии: Мессер, Гримм, Зельман.

****

Жили немцы с русскими и с другими народами Поволжья без вражды, но и без особой дружбы. Интересы их почти не пересекались; ни те, ни другие практически друг у друга ничего не заимствовали ни в обычаях, ни в хозяйственных делах. Даже в тех районах, где рядом были расположены немецкие и русские (или украинские) сёла, населённых пунктов со смешанным населением практически не было. Исключение составляли Бальцер, Екатериненштадт и Зельман. Но и там контакты ограничивались проблемами экономическими и хозяйственными. Дети посещали или немецкую, или русскую школу; правда, гимназии, реальные училища и учительская семинария в Бальцере, Екатериненштадте, Гримме и Зельмане были общими, и преподавание там велось на русском языке. Немалая часть населения этих больших сёл неплохо знала русский язык, не такой уж редкостью были и русские, владевшие языком немецким. Эти контакты дали интересный результат: Георг Дингес нашёл в поволжско-немецком языке более 800 слов, заимствованных из русского языка. Однако, смешения на этническом уровне не происходило: каждая часть населения исповедовала свою религию, ходила в свою церковь, пела свои песни и рассказывала детям свои сказки. Смешанные браки почти не встречались; если и были, то в основном в среде атеистической интеллигенции. Следует, однако, учесть, что всё сказанное верно лишь для досоветской России, потом многое изменилось.

****
Если не считать двух городов, где численность населения увеличилась, то во всех сёлах она уменьшилась, в некоторых случаях (Гримм, Диттель) – в разы. Республика и к 1939-му году не смогла восстановить потери населения, нанесённые послереволюционными событиями: гражданской войной, голодом и тифом 1921-го года, коллективизацией, голодом 1933-го года, постоянными репрессиями. Истинное положение было ещё хуже; ведь установлено, что официальные сведения по переписи 1939-го года - фальсификация в сторону увеличения.

****
Достопримечательностями большого села Гримм были Центральная школа, чугунолитейный завод и особая веялка, получившая название «веялка-колонистка».Открытие так называемой Центральной школы в Гримме связано с именем местного пастора Карла Фридриха Георга Конради (1794-1857 годы).

Он родился в Моравии, образование получил в университетах Вены и Ростока. В 1820-ом году он прибыл в Россию и был направлен пастором в Гримм. Это был человек творческой и ищущей натуры. Он предложил проект школьного учебника, выступал с программами реформирования приходских школ, в частности, ратовал за включение в программы изучения русского языка, который не преподавался ни в одной немецкой приходской школе Поволжья. Он же выдвинул проект организации пяти окружных школ с семилетним сроком обучения, выпускники которых имели бы право преподавать в школах начальных. Российское правительство частично согласилось с этим проектом. В 1833-ем году было открыто две таких школы, получивших название центральных: одна в Гримме- для правобережных колоний, другая в Екатериненштадте - для колоний левобережных. В 1866-ом году преподавание в центральных школах было переведено на русский язык, и школа в Гриме стала называться Лесно-Карамышским центральным русским училищем.Школа в Гримме пользовалась популярностью, её закончили многие представители немецкой интеллигенции, в том числе такие известные, как Георг Дингес, Пауль Рау, Август Лонзингер, Франц Шиллер.

С 1827-го года Конради, оставаясь пастором в Гримме, был назначен главным пастором (пробстом) колоний Правобережья и был им до своей смерти в 1857-ом году. Он умер и был похоронен в Гримме.

Славе Гримма в округе способствовало и ставшее популярным местное изобретение - особого устройства веялка. В 1875-ом году два местных умельца: Ф.Фас и Д.Брункгард - соорудили веялку с долевым качанием решётки, которая не только в разы ускоряла процесс очистки зерна, но и значительно повышала её степень.

Изобретатели открыли мастерскую по изготовлению веялок своей конструкции, но удовлетворить возникший на них большой спрос даже близко не могли. Десятки кустарей сначала в Гримме, а потом и в соседних сёлах занялись этим производством. В 1880-ом году в округе было 19 мастерских, в 1890-ом - 116, а к 1900-му году число их стало близко к 300. Веялка с годами совершенствовалась и, несмотря на постепенное вытеснение ручного труда машинами, выпускалась до 1941-го года (я сам видел их в работе в Ключевском совхозе в конце 40-х годов).

Один из рационализаторов конструкции веялки-колонистки, кустарь из Гримма К.Штреккер в 1897-ом году открыл там чугунно-литейную мастерскую, где начал выпускать веялочные ходы, благодаря чему все желающие кустари могли получить металлические части веялок в готовом виде (за своё изобретение Штреккер был удостоен серебряной медали на саратовской промышленной выставке в 1892-ом году). Штреккер каждый год расширял своё литейное производство, и вскоре его мастерская превратилась в небольшой завод, прославивший Гримм даже больше, чем Центральная школа или веялка-колонистка. Там стали выпускать изделия, без которых не могло обойтись ни одно домашнее хозяйство: котлы, в том числе большие, 10-12 - ведёрные, для нагрева воды и варки арбузного мёда, чугуны разных размеров, дверки, вьюшки и колосники для печей, сковороды, вращающиеся вафельницы, воротные и дверные навесы, лемеха для плугов. В советское время мастерская Штреккера была официально переименована в литейно-механический завод «Рекорд», в тридцатые годы на нём налажен был даже выпуск небольших токарных станков.

Доступно только для пользователей

 
wolgadeutscheДата: Суббота, 21.11.2009, 09:34 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline
Сообщение Константина Карловича Фризоргера

Каппель Христина Федоровна, воспоминания

О семье Кох из Гримм

Воспоминания Городецкой Эммы Яковлевны, жительницы Гримм

Родословная семьи Альбрандт из Гримм

Гримм подробнее

 
wolgadeutscheДата: Суббота, 21.11.2009, 09:35 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline
Вот воспоминания жителей села Гримм о их выселении из АССР НП:

Собщение Энгельгарда Фридриха Конрадовича

Сообщение Кайзера Владимира Андреевича

Сообщение Абих Эммы Филипповны

 
wolgadeutscheДата: Суббота, 21.11.2009, 09:38 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline
Санкт-петербургский журнал, № 7, 1805 г., с. 102-129. :

ОПИСАНИЕ КОЛОНИЙ В САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИИ ПОСЕЛЕННЫХ

3. Горы.

.... В Севастьяновке и Лесном Карамыше есть серая плита, лежащая в земле тонкими слоями и в малых кусках

11. Образ жизни колонистов.

При поселении колонистов построены им были от казны деревянные дома с соломенными крышами, а в колонии Розсоши, где поселились Французы из жженого кирпича. Ныне многие казенные дома уже перестроены, а те, кои остались неперестроенными, пришли в упадок по бедности хозяев.
Во многих колониях, особенно на нагорной стороне, колонисты построили себе и ныне еще продолжают строить дома и все надворное строение из сырого кирпича, который прежде употребления в дело, оставляется на воздухе для просушки целый год. При кладке кирпичей употребляется мятая глина, а потом стены изнутри и снаружи гладко обтесываются и выбеливаются.

Некоторые хозяева строят себе дома и из целого известкового крепкого камня, выломанного квадратами, смазывая его глиною, и потом также обтесывая его изнутри и снаружи. В сих домах примечают они первый год несколько сырости, но на другой бывают оные, так как и из сырого кирпича, сухи и прочны.

В колониях Голом и Лесном Карамышах начали производить еще и третий вид строения из мелкого плитняка, от отверделой глины, в ящиках на подобие земляного строения. На сей конец подбирают куски сего камня так, чтобы в ящик плотнее легли один на другом, пустоту заливают глиною с мелкими кусочками плитняка; по углам же употребляют цельные и крупные каменья. Хотя сей род строения по тамошнему климату и может скоро высохнуть, но сырость в нем должна держаться и прочность оного сомнительна.

http://wolgadeutsche.net/bibliot....129.htm

 
wolgadeutscheДата: Вторник, 24.11.2009, 14:58 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline
НА ХАНТАЙКЕ МЫ ДОБЫВАЛИ РЫБУ

Шмаль Яков Яковлевич

Родился в 1926г. в деревне Гримм АССРНП. В 1941 г. был выслан в Красноярский край. С 1942г. находился на спецпоселении на Таймыре. Рыбак-охотник. Живет в пос. Потапово.

Мне было тринадцать лет, когда арестовали моего отца. Это случилось за два года до начала войны. Отец работал табельщиком в колхозе. Вместе с ним взяли еще несколько человек. Всех осудили по 58-й статье, как «врагов народа». Домой отец так и не вернулся.

Мать— Елизавета Шефер — работала дояркой, хлеборобом. Я - пастухом и комбайнером на овощных плантациях.

Деревня наша была большая. Проживало там тринадцать тысяч человек, имелся молочный завод.

В сентябре 1941 г. всех немцев стали выселять.

Помню, как истошно орал брошенный людьми скот. По улицам в поисках хозяев бродили коровы, козы. Они заходили в открытые двери домов И люди, не успевшие еще выехать, наскоро доили их прямо на землю.

В сентябре 1941 г. мы с матерью прибыли в деревню Решоты I Нижнеингашского района Красноярского края. В деревне этой была трудмия. Работали мы в колхозе.

Через год нас увезли рыбачить на Крайний Север. Высадили нас на станке Усть-Хантайка Дудинского района... Везли нас на 5-6 месяцев, а оставили надолго. На станке жили несколько семей: Миргуновы, Чирковы, Гришко. С нашим приездом их перевели в поселок Потапово.

После первой зимы из 450 спецпоселенцев, завезенных на станок, в живых осталось 180 человек. Остальные погибли от цинги, от голода и непривычного климата. Целый год лежала, не вставая с нар, наша мать, но выжила.

На Хантайке мы добывали рыбу. В годы войны был распространён такой лозунг: «Рыбак, учти: чем лучше лов, тем больше рыбы для бойцов». Бывало, что работали все 24 часа в сутки. Сами рыбу не ели, всё отправляли на фронт.

Со временем я стал неплохим рыбаком-охотником. Научился ставить пасти и капканы на песцов. Особенно люблю охотиться на куропаток. В конце 50-х годов переехали с семьей в Потапово. Пятнадцать лет подряд был победителем среди потаповских промысловиков.

Первой почетной грамотой меня наградили только в 1955 году...

С нами на поселении были финны, латыши. Финны были хорошими грибниками. В 1956г. все выехали, остались одни немцы...

Записано в Потапово в 1992г. http://dudinka.ucoz.ru

 
wolgadeutscheДата: Пятница, 05.02.2010, 11:11 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline
Государственный исторический архив немцев поволжья

http://www.engels-archive.ru

413100 г.Энгельс Саратовской обл. Пл.Ленина, 13

(8453) 56-89-24 (факс), 55-67-88

E-mail: archive@engels.san.ru

Директор: Комаров Иван Николаевич

Материалы по колонии Гримм в ГИАНП

Копия списка первых колонистов, прибывших из Германии в середине 18 века;

Данные переписи населения 1897г.

Ревизская сказки за 1850г. (согласно данных на сайте архива)

Статистические документы: Выписки из книг рождения, крещения, смерти прихожан-колонистов лютеранской церкви с. Лесной Карамыш (Гримм), с подзаголовком - исторические записки.(рукопись, нем. яз.) 1767-1770 гг.; 1782-1786 гг. (6 листов).

культурно-исторический очерк А. Маттерна "Центральная школа села Гримм"

 
wolgadeutscheДата: Пятница, 05.02.2010, 11:12 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline
Государственный архив Саратовской области:

Официальный сайт http://saratov.rusarchives.ru/gaso.html

Адрес: 410012, Саратов, ул. Кутякова, 15

Тел.: 8(8452) 26-32-39, 26-27-25; Факс:27-58-69

E-mail: regarc@mail.saratov.ru

Директор: Широва Наталья Ивановна (тел.26-32-39)

Заместитель директора: Захарова Галина Владимировна (тел. 26-20-81)

Материалы по колонии Гримм в ГАСО

Список рожденных и крещенных евангел.-лютеранского общества села "Гримм",1910-1918, 1921гг.
Ф637, Оп.18, Ед.хр.130, 273листа. 1919 год в списке отсутствует.

Список рожденных и крещенных евангел.-лютеранского общества села "Гримм",1902-1909гг.
Ф637, Оп.18, Ед.хр.129, 300 листов.

В целом, по моим данным, в ГАСО очень богатый материал по Гримм! Будем пополнять список.

 
wolgadeutscheДата: Пятница, 05.02.2010, 11:20 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline


Kulturhaus

Фото предоставлены Nelli Kraus Cайт http://wdgrimm.forum24.ru

 
wolgadeutscheДата: Пятница, 05.02.2010, 11:22 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline

Kreisschule

 
wolgadeutscheДата: Пятница, 05.02.2010, 11:23 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline

Bürgerhaus

 
wolgadeutscheДата: Пятница, 05.02.2010, 11:25 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 8548
Статус: Offline

Pastorshaus

 
Форум » Материнские колонии - mother colony » В - Г » Гримм , Лесной Карамыш (Grimm ,Lesnoj Karamysch, Kamenskij)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2021 Бесплатный хостинг uCoz