В
императорском Эрмитаже с момента его основания в 1764 г. всегда работало много
ученых из иноземцев, считавших Россию своей родиной. Совершенно естественно, что
в кратком сообщении невозможно подробно рассказать о их роли в истории
формирования и функционирования крупнейшего русского музея. Учитывая профиль
данной конференции, отметим лишь тех из них, которые считали себя немцами,
родившимися в России и работавшими в Эрмитаже в советские годы. В Германии таких
немцев называли
Folksdeutshe
в отличие от тех, которые родились в Германии.Приведем лишь
небольшую выборку, которая, конечно, не охватывает всех тех, кто мог попасть в
данный список:
1. Вальдгауер
Оскар Фердинандович (1883-1955 гг.) - крупнейщий знаток культуры и искусства
античного мира.
2. Валатер Георг
Ульрих ( по русски Георгий Юрьевич- 1896-1941 гг.). Умер в блокаду,
ст.научн.сотр. ЦНБ, библиограф, знаток книг.
3. Вестфален
Эльза Христиановна (1884-1942 гг.), крупный востоковед, умерла в блокаду.
4. Вольценбург
Оскар Эдуардовмч (1886-1976 гг.). Один из основателей советского
библиографоведения, историк книги, знаток искусства.
5. Грим Герман
Германович (1905-1959 гг.). Сын архитектора, историк архитектуры, профессор
Академии художеств.
6. Кверфельд
Эрнест Конрадович (1877-1949 гг.). Крупный востоковед.
7. Кубе Альфред
Николаевич (1886-1942 гг. ). Умер в блокаду. Знаток Западноевропейского
прикладного искусства.
8. Ленц Эдуард
Эдуардович (1856-1919 гг.). Признанный знаток художественного оружия Западной
Европы.
9. Лингарт Эрнест
Карлович (1847-1932 гг.). Крупнейший специалист в истории живописи Западной
Европы.
10. Нотгафт
Фридрих ( по русски Федор Федорович) (1886-1942 гг.). Умер в блокаду. Тонкий
знаток искусства Западной Европы.
(По русской
традиции, всем немцам, кроме имени, часто руссифицированого, добавляли
отчество).
Изучение
соответствующих материалов в Архиве Государственного Эрмитажа, а также других
письменных источников позволяет моделировать психический склад и деловые
качества этих людей. Все они были не только немцами по паспорту, но немцами по
традиционному представлению о них в русской среде.
Автор данного
сообщения после демобилизации из Советской Армии и окончания ЛГУ в 1949 году
поступил в Эрмитаж, где застал еще много сотрудников старшего поколения, которые
лично знали фигурантов данного очерка. Их воспоминания позволили дополнить
скупые строки архивных дел живыми образами тех людей. Получив высшее образование
в русских и зарубежных университетах, они, приняв Советскую власть, верно
служили родному Эрмитажу. Но все они не смогли воспринять исторический
материализм - "Истмат" - религию большевиков. Однако, при этом не следует
забывать, что в 20-30 годы их русские коллеги так же далеко не сразу и не в
полном объеме освоили азы великого учения. Вследствии этого, личный вклад
научных сотрудников-немцев в теорию искусства был не велик, ибо система их
мышления рухнула после 1917 года, а писать в новой системе ценностей,
провозглашенной К. Марксом, они не могли. В своей монографии "История Эрмитажа"
(М., Искусство, 2000) Б.Б. Пиотровский подчеркивал, что усиленные попытки
администрации музея "опролетаризировать" кадры научных сотрудников продвигались
крайне медленно.
Но, с другой
стороны, болезненная ломка общественного сознания тех десятилетий способствовала
раскрытию типично немецких черт характера русских немцев в Эрмитаже. Все
сохранившиеся письменные и устные отзывы о них подчеркивают добросовестность,
аккуратность, тщательность, высокую степень достоверности, которую они проявляли
в музейной работе. Они были прекрасными вещеведами, широко образованными
эрудитами, за что их за глаза называли "ходячими энциклопедиями", у которых
училось следующее поколение музейных работников. Эти, чисто немецкие качества,
были особенно ценны в 20-ые, начале 30-х годов, когда в Эрмитаж поступили
огромные коллекции из национализованных дворцов феодальной знати, и требовалась
срочная инвентаризация массы памятников искусства и культуры. Составленные ими
приемочные описи-инвентари и каталоги не устарели до наших дней. Сегодня к ним
постоянно обращаются все сотрудники Гос. Эрмитажа. Они создавали новые
экспозиции, временные и постоянные выставки, самозабвенно старались нести
искусство в массы.
Некоторых из них
постигла одна и таже участь - они скончались в Ленинграде в дни немецкой блокады
города на Неве.
Естественно, что в
кратком сообщении невозможно рассказать о жизненном пути этих людей. Для
примера, просмотрим биографии двух сотрудников музея, русских немцев, как они
сами себя считали. По нашему мнению, эти биографии достаточно типичны.
Нотгафт Фридрик
(по-русски Федор Федорович). Родился в 1886 г. Базовое образование получил на
юридическом факультете СПб Университета. Затем уехал в Европу для продолжения
образования. Много путешествовал, изучая памятники искусства и культуры
Германии, Австрии, Италии, Франции. Продолжал учебу в Вюртенбергском и
Мюнхенском Университетах. Октябрьскую Революцию принял положительно и вернулся
уже в Советскую Россию в 1918 г. Активно работал в комиссии охраны памятников. В
декабре того же года поступил научным сотрудником в Гос. Эрмитаж. Зачислению его
в штат музея содействовал А.Н. Бенуа, который дал ему блестящую
характеристику-рекомендацию. Нотгафт оправдал высокое доверие прославленного
искусствоведа. Включившись в работу по освоению новых поступлений, хлынувших в
музей, он проявил исключительную энергию и работоспособность. В те годы он
считался помощником хранителя французской и английской живописи музея. Но, судя
по документам, именно он вел основную трудоемкую работу по каталогизации фонда,
составлению научных инвентарей. В архивных документах 20-х годов постоянно
подчеркивается, что Нотгафт - большой знаток памятников и методически работает
научным сотрудником.
В те годы
начальство и коллеги Нотгафта по праву считали его одним из лучших
искусствоведов периода становления советского Эрмитажа. Он принимал деятельное
участие в организации временных выставок, был создателем новой постоянной
экспозиции в музее с учетом методических требований того времени.
Кроме чисто
музейной деятельности В. Нотгафт вел большую организационную работу во многих
издательствах Ленинграда. В том числе, в "Доме ученых", в "Мире искусств".
Ф.Нотгафт был страстным библиофилом и коллекционером. Он лично знал многих
деятелей искусства своего времени. По отзывам современников и его учеников в
Эрмитаже, он был тонким знатоком эмалевой живописи и графики Западной Европы.
В 1936 году в Гос.
Эрмитаже была организована своя издательская часть (так названо в документах).
Возглавил ее Ф. Нотгафт. Это было крупнейшее событие в жизни музея, ибо Эрмитаж
получил возможность пропагандировать свои сокровища не только в лекциях и
экскурсиях, но и печатным словом.
Умер Ф. Нотгафт 4
июня 1942 г. в блокадном Ленинграде. В 1945 г. ему посмертно была присуждена
медаль "За оборону Ленинграда".
И, наконец,
следует вспомнить еще одного русского немца, который прожил долгую жизнь, и
память о котором еще сохранилась в среде старших по возрасту сотрудников музея.
Помимо документов, хранящихся в архиве Гос. Эрмитажа, о нем писали
библиографоведы, историки искусства, музейные работники. Это - Оскар Эдуардович
Вольценбург (1886-1971 гг.). Он был одним из выдающихся работников советского
библиографоведения, одним из основоположников искусствоведческой библиографии, а
также крупнейшим знатоком искусства книги. С его "Указателя" по
изобразительному искусству, изданного в 1923 году, началась история советской
искусствоведческой библиографии.
В наши дни
искусствоведы России и стран Ближнего зарубежья, широко используя в своей
повседневной работе информацию, заложенную в томах библиографического Словаря
"Художники народов СССР", отдают дань глубокого уважения титанической работе
О.Э. Вольценбурга, которой он посвятил почти полвека своей жизни. У автора
данного сообщения особое отношение к Оскару Эдуардовичу. Он внимательно следил
за моими научными работами, квалифицированными советами помогал при написании
кандидатской и двух докторских диссертаций.
Родился Оскар
Эдуардович 16 марта 1886 года в деревне Вангамызе вблизи Павловска. И отец и
мать его были немцы. Отец - Вольценбург Эдуард (Каспарович) 1832 года рождения,
мать Эмма (Федоровна) родилась в 1842 года в Киеве. До революции 1917 года отец
работал мастером на бумажной фабрике, а мать была домашней хозяйкой. Учился
Оскар Эдуардович в СПб в Институте гражданских инженеров. Там он заведовал
студенческой библиотекой, стал собирать собственную библиотеку по вопросам
библиографии, библиотечному делу и изобразительному искусству. В той
студенческой среде сформировались его научные интересы, которые определили его
жизненный путь. В 1914 году, вскоре после окончания института, Оскар Эдуардович
был призван на военную службу, и с начала первой мировой войны попал на фронт,
младшим офицером. В личных беседах Оскар Эдуардович рассказывал об этих годах
своей жизни. Он был командиром батареи тяжелой полевой артиллерии в звании
капитана. Оскар Эдуардович вспоминал, что на фронте командование и солдаты
настороженно относились к его типично немецкой фамилии и даже предлагали
использовать ее в русском переводе. Получалось что-то неудобопроизносимое -"облачноградский".
Но потом от этих этимологических экспериментов отказались. Весною 1917 года О.Э.
снова оказался в Петрограде и активно включился в процесс перестройки культурной
жизни страны. В 1918 году он работал в Библиотечном отделе Наркомпроса,
заведовал Библиотечным отделом Политпросветуправления Петроградского военного
округа (1919-1021 гг.), библиотечной секцией Политпросвета при Петроградском
Губернском отделе Народного образования (1921-1925 г.). В 1925-1930 годах
заведовал Ленинградской городской библиотекой, а с 1932 года перешел в Эрмитаж
на должность зав. Научной библиотекой музея, где и работал до 1960 г. Этот
период жизни О.Э. имел большое значение как лично для него, так и для Эрмитажа.
В стенах крупнейшего музея в мире воедино слились два основных направления
научной деятельности и интересов О.Э.- библиографирование и история искусств. С
другой стороны, в лице О.Э. Эрмитаж приобрел крупнейшего в стране специалиста в
области библиографии по истории искусства России и знатока книги.
О размахе работы
О.Э. по созданию " Словаря русских художников", которую он составлял всю жизнь,
говорит тот факт, что им было собрано 300 000 ссылок и выявлено 200 000 имен. К
моменту сдачи в издательство "Искусство" первого тома капитального труда его
картотека с биографическими сведениями о художниках насчитывала более 500 000
карточек.
В наши дни
искусствоведы и библиографы России и других стран, обращаясь к большим томам
под названием "Художники народов СССР", с глубокой благодарностью вспоминают их
создателя и издателя.
В контексте
данного сообщения, видимо, не имеет смысла подробно останавливаться на заслугах
О.Э. Вольценбурга в области библиографоведения и истории искусства. Об этом
подробно писали О.С.Острой и другие авторы. Как сотруднику Эрмитажа, мне более
близкими представляются заслуги О.Э. как руководителя Научной библиотекой
музея. На посту директора Научной библиотеки Гос. Эрмитажа Оскар Эдуардович
систематически пополнял ее фонды множественными изобразительными материалами
Некоторые из них после окончания ВОВ помогли в восстановлении сокровищ
национальной архитектуры России и Германии.
В жизни О.Э. был
кладезем знаний, к которому постоянно обращались многие сотрудники музея, и
автор этих строк в том числе. Известный ленинградский ученый-литературовед
П.Н.Берков писал об О.Э. "Необыкновенно красивый, мягкий, сразу привлекавших
людей своей манерой простого и доброжелательного отношения, Вольценбург был
обаятельнейшей фигурой среди ленинградских библиофилов 20-х годов". Автор,
который хорошо знал О.Э. в пятидесятые годы, полностью присоединяется к оценке
П.Н. Беркова, сделанной тридцать лет до того.
Сегодня, в начале
третьего тысячелетия, невольно на память приходят прекрасные слова А.С.Пушкина:
" Я памятник себе воздвиг нерукотворный"! Таким памятником О.Э. Вольценбургу
являются тома библиографического словаря; " Художники народов СССР":
Том первый.
Искусство. М.,1970 г. , в котором О.Э. назван членом редколлегии.
Том второй.
М.,1972 г., в котором О.Э. назван "главным составителем и библиографом".
Том третий.
М.,1976 г.
Том четвертый,
книга первая. М., 1982 г.
Том четвертый,
книга вторая. СПб., 1995 г.
Том пятый. СПб,
2002 г.
В заглавие внесено
добавление; Художники народов СССР.Х1-ХХ вв.
Эти пять томов ( а
планируется еще один, шестой) являются действительно нерукотворным памятником
О.Э. Вольценбургу!
В заключение
следует сказать, что русские немцы внесли значительный вклад в русскую культуру
советского периода. Это хорошо видно на примере немцев, работавших тогда в Гос.
Эрмитаже и вместе с ним переживших тяжелейшие годы блокады. Для некоторых из них
блокада стоила жизни. Но добрая память о них жива в наших сердцах и делах.
Б.В.
Сапунов
доктор исторических
наук
главный научный сотрудник Гос.
Эрмитажа
профессор, Академик Петровской
Академии
наук и
искусств
Литература.
1. Архив Гос.
Эрмитажа, картотека ЦНБ.Г.Э.
2. Калинин В.О.
Героический труд ученого. В книге: Померная Н.Н. Подвиг века.Л.,1969. ( о О.Э.
Вольценбурге-с. 69-71).
3. Острой О.С.
Оскар Эдуардович Вольценбург ( Из истории советской искусствоведческой
библиографии.
N
41 (170) М. 1978. Июль-август. С.59-75).
4. Острой О.С.
Оскар Эдуардовичь Вольценбург-книговед и библиофил. Вопросы истории советской
книги и библиографии. Сборник трудов. ГПБ.Л., 1978., с. 52-82.
5. Пиотровский
Б.Б. История Эрмитажа. М., Искусство.2000. ( о О.Э.Вольценбурге с. 425. Ф. Ф.
Нотгафте - сс.95, 283, 301, 368, 373, 375, 444, 519.
6. Федорова В.И.
Федор Федорович Нотгафт (к 100-летию со дня рождения). Сообщения Гос. Эрмитажа.
N
52., Л., 1987, с.63-65. http://sir35.narod.ru
|