Как Германия пересматривает исторические заблуждения. И на место идеологических аргументов приходит знание фактов.
Название нацистского концентрационного лагеря Бухенвальд стало нарицательным, его используют, когда говорят о зверствах гитлеровского режима, через ворота этого лагеря смерти, работавшего под вывеской «Jedem das Seine», за 1937-45 годы прошли около 200 тысяч человек: коммунисты, военнопленные, евреи, гомосексуалисты; более 50 тысяч погибли. Освобожденный американскими войсками в апреле 1945 года (за два дня до этого заключенные подняли восстание, перебив администрацию из СС), Бухенвальд лишь в 1958 году был объявлен мемориалом жертв нацистского режима. Происходившее в этом лагере до 1950 года выпало из официальной истории. Пять последующих* лет после освобождения Бухенвальд работал как специальный лагерь НКВД, причем смертность заключенных там сравнима с той, что была при нацистской администрации.
Как это было на Востоке
В ГДР крупнейший концлагерь на территории Рейха представал в литературе, фильмах, на уроках истории как «основное место битвы между фашизмом и коммунизмом». 800 немецких коммунистов, которые содержались в Бухенвальде, создали «всепроникающую коммунистическую структуру, ставшую альтернативой нацистской администрации, и завели в лагере свой параллельный порядок». Именно они подняли восстание за несколько дней до подхода американцев.Один из бывших узников лагеря, коммунист Бруно Апиц, в 1958 году написал книгу «Голые среди волков», которая разошлась в ГДР немыслимым тиражом^ превышавшим тиражи Маркса и Энгельса. В романе скульптор Апиц, бывший на столь хорошем счету у лагерной администрации, что в Бухенвальде у него имелось собственное жилье, описывает спасение еврейского ребенка коммунистами в лагере, попутно рассказывая о героическом коммунистическом сопротивлении.Из книги создавалось впечатление, будто немцы при Гитлере не имели ничего общего с людоедским режимом, хотя в реальности большинство населения не были никакими коммунистами, не участвовали в Сопротивлении, а были преданными национал-социалистами. Коммунисты, которые к 1945 году составляли не более 3-5% от общего числа узников лагеря, оказались главными героями.То, что могло бы бросить тень на так называемых «красных капо», из «Голых среди волков» было вымарано. Например, в черновиках романа есть упоминания о том, что коммунисты переиначивали лагерные списки, оставляя в живых тех, кто казался им полезным, и посылая на тяжелые работы, то есть фактически на гибель, людей бесполезных. В итоговом варианте книги Апица эти факты отсутствуют, так же как и признание в том, что «красные капо» были в курсе медицинских опытов, проводившихся на живых людях.
Воссоединение с Западом
В Западной Германии представления о Бухенвальде выстраивались тоже благодаря одному из бывших узников - австрийскому философу Ойгену Когону, который написал книгу «Государство СС: система нацистских концлагерей». Бывший секретарь доктора Эрвина Динг-Шулера (именно он ставил опыты над людьми), которому он обязан жизнью (доктор спрятал своего помощника, предназначавшегося к расстрелу при приближении американцев), описывает историю, во многом связанную с рассказом Апица. В ней, однако, присутствуют детали, которые невозможны в социалистическом мифе. Например, в 1939-41 годах низовая лагерная администрация целиком состояла из немецких КОММУНИСТОВ. Выяснилось, что и в ГДР в 1947 году коммунистов из лагерной администрации допрашивали в связи с обвинениями в сговоре с СС и угнетении советских узников Бухенвальда. И два руководителя коммунистической организации лагеря предстали перед советским военным трибуналом. Один из них, староста лазарета Эрнст Буссе, фигурировавший в поздней советской литературе как «немецкий антифашист», был приговорен к 25-ти годам и в 1952-м умер в лагере в Воркуте.
Голод и бюрократия
Для пересмотра гэдээровского мифа о Бухенвальде необходимо было возродить память о послевоенном прошлом лагеря. Первым перед исследователями встал вопрос о том, кем были узники советского лагеря. Наибольшее количество свидетельств было получено от бывших членов гитлерюгенда, попавших туда в возрасте 14-18 лет. Они утверждали, что это был «такой Холокост против нас».В Бухенвальде содержались те, кто состоял в нацистских организациях, в основном функционеры локального уровня. Американцы посадили в лагеря больше людей, чем в восточной зоне, но среди заключенных там было больше высокопоставленных нацистов (офицеры СС).Другим открытием исследователей стало признание, что смертность в советском спецлагере была сопоставима со смертностью в Бухенвальде при нацистах. Это не было сознательным умерщвлением, как при фашистах. Заключенных не заставляли работать, как в ГУЛАГе. Причина смертей - бюрократия и пренебрежение к жизни людей. Основная часть из 28 тысяч погибших умерла с осени 1946 года по лето 1947-го. В это время НКВД решил передать лагерь на баланс Советской военной администрации в Германии (СВАГ). Пока шел процесс передачи, заключенным урезали рацион. Нормальное питание восстановили после того, как четверть заключенных вымерли. Результаты исследования вызвали маленькую бурю. Факты не понравились ни коммунистам, ни их противникам. Но после того, как улеглись страсти, узники спецлагеря подтвердили достоверность фактов.