"Путевые заметки" пребывания в Немповолжье Sedoi.de с сайта http://wolgadeutschen.borda.ru
Ней Денгоф (Новинка).
Я - у родника села Новинка.
Немецкая колония Ней-Денгоф (сейчас - село Новинка Жирновского района Волгоградской области) была основана в 1863 году как дочерняя колония выходцами из колонии Денгоф,которая в свою очередь получила свое название по имени первого форштегера (старосты) колонии графа фон Денгоффа (Dönhoff).
Часто название вновь основанных поселений - дочерних колоний -определялось по названию колонии выхода. Следуя этому правилу, выходцы из колонии Денгоф назвали свою новую колонию -Ней-Денгоф (Neu Dönnhof), т.е. "Новый Денгоф". К сожалению,я не располагаю документами об основании этого поселения и присвоении ему наименования Ней-Денгоф, поэтому не могу ответить на вопрос, было ли это решение сельского схода или административное указание какого-либо чиновника. А может быть всё произошло стихийно, само собой, в среде жителей нового поселения, а позже лишь было зафиксировано на бумаге.Вероятно, так оно и было, т.к. при посещении Энгельсского архива таких документов не нашли.
Колонисты переселились в дочернюю колонию, получившую название Ней-Денгоф, в течение 1862-1863 годов в количестве 301 души мужского пола из колонии Старой Гололобовки (Денгоф),откуда до переселения они ездили в эту местность для обработки земельных участков и посевов, преодолевая расстояние более двадцати верст. Все переселенцы были лютеранского вероисповедания.
Новое поселение расположилось верстах в шести от границы прежнего Аткарского уезда. Место расположения представляло собой ровную низменную местность у оврага, составлявшего вершину речки Перевозинки, и озера, окружностью около 2-х верст, которое сохранилось до сих пор. Хотя в иные годы оно полностью пересыхало.
С северо-востока на юго-запад селение пересекали продольные улицы, впоследствии их стало 5, которые в свою очередь пересекались поперечными, так называемыми Qwerstraße.
Но это план современного села Новинка.
Известно, что колонисты сохраняли передававшуюся из поколения в поколение традицию - при основании нового поселения сразу строить школу, которая одновременно часто служила и церковью. Неудивительно поэтому,что население немецких колоний была намного грамотнее окружавшего его населения русских и украинских сел. По данным земской переписи 1866 г. грамотных в селе Ней-Денгоф считалось 428 мужчин и 409 женщин, что составляло более половины всего населения.
На верхнем снимке бывшая церковно-приходская школа колонии Ней Денгоф (фото 1966 года)
На нижнем - это же здание после ремонта в 60-ые годы ( сейчас это сельский клуб)
А вот это уже здание современной школы-интерната в селе Новинка.
А это - зимний сад в холле школы. (Снимок сделан при нашем посещении,когда были летние каникулы и в школе ещё шли последние приготовления к 1 сентября.)
В селе имелось 165 жилых помещений, из которых 75 были каменные -около половины всех строений, 90 - деревянные; 16 были крыты тесом и 149 - соломою. По данным той же земской переписи 1866 г. у колонистов имелось 136 плугов, 731 лошадь, 135 волов, 607 коров и телят, 1353 овцы, 506 коз, 835 свиней. Эти показатели могут свидетельствовать о том, что колонисты, благодаря своему трудолюбию, к этому времени были уже весьма зажиточными, что вообще характерно для немецких колонистов.
Село Ней-Денгоф всегда было чисто немецким, за исключением нескольких человек - вероятно, это были учителя или медицинские работники, а в советский период - представители партийных и советских органов
Основа всей жизни, конечно же, вода. Для питьевой воды в селе почти в каждом дворе устраивались колодцы, но вода в них по вкусовым качествам не везде была одинаковой. Моя мама рассказывала, что самая вкусная вода была в колодце во дворе дома её отца Филиппа Яковлевича Шварцкопфа,который жил на центральной улице, и этим колодцем пользовались многие селяне.
Восстановленный колодец в бывшем дворе моего деда Шварцкопфа.
Ещё до революции в селе Ней-Денгоф некоторое время располагалась земская ямская станция с двумя лошадьми. В разное время в селе имелись две школы. Церковно-приходская школа была открыта в 1863 г. и построена в центре села. До настоящего времени в центре села Новинка сохранилось здание бывшей школы, возможно построенной ещё в год основания немецкой колонии, а может быть вновь возведенной на месте старой школы. Здание это когда-то имело два этажа, но позже верхний этаж был снят, здание было обложено кирпичом и отремонтировано. В настоящее время здесь находится сельский дом культуры.
Теперь эти здания используются под хозяйственный участок.
Были в селе Ней-Денгоф свои мастеровые по изготовлению ткацких станков, прялок, маслобоек, веялок, а также люди других ремёсел. Среди жителей села известные на всю округу своими ремеслами были:Филипп Яковлевич Фендель, занимавшийся изготовлением прялок и маслобоек.Родился Филипп Яковлевич в с. Ней-Денгоф в 1894 году. Когда подрос, перенял мастерство изготовления прялок и маслобоек у своего отца и занимался этим ремеслом вплоть до депортации из села в сентябре 1941 г. Но и после депортации не оставил он своё дело - проживая в Абатском районе Тюменской области, куда была выселена семья Фенделя, Филипп Яковлевич занимался ремеслом изготовления прялок и маслобоек до самой смерти.
Справа стоит прялка, изготовленная одним из старых умельцев-немецких колонистов, сохранившаяся в селе Новинка. Прялка - экспонат "Музея истории села" Новинковской средней школы.
Семья Юнг, занимавшаяся изготовлением ткацких станков. Глава этой семьи был первым руководителем созданной в селе Ней-Денгоф ткацкой артели "Сарпинка".
Под номером 5 на фотографии мой дед Фендель Генрих Яковлевич.
Коллектив артели "Сарпинка" довоенной колонии Ней Денгоф, которая занималась изготовлением известной в Поволжье ткани сарпинка.Семья Юнг была депортирована в Салехард, где до сих пор и проживает.В этом году я намеревался съездить и туда, но, к сожалению, мне это не удалось.
Яков Яковлевич Линдт с женой - сельские портные. Яков Линд родился в с. Ней-Денгоф в 1872 году и был депортирован в 1941 г. в Тюменскую область, где до глубокой старости продолжал вместе с женой шить одежду на заказ. Супруги Линд являлись мастерами высокого класса!
Были в селе и свои пимокаты (т. е. специалисты по изготовлению войлочных валенок) - братья Линдт: Генрих, Карл, Виктор и Александр, перенявшие ремесло от своего отца Якова Яковлевича.
Возвращаясь к теме развития ремёсел в селе Ней-Денгоф, стоит упомянуть и о некоторых производствах, нашедших своё развитие в селе. Наибольшее развитие здесь приобрело ткацкое производство. Во многих домах стояли ткацкие станки, на которых вырабатывалась известная по всей России и за рубежом сарпинка. В начале 1930-х годов на базе этих кустарных промыслов была создана артель "Сарпинка". Ткацкие станки были установлены в двух, прежде жилых, домах, расположенных в центре села на территории колхоза им. М. Горького. Сырье для изготовления сарпинки привозили из Бальцера. Готовую ткань отвозили на подводах обратно в Бальцер. Работали в артели на ткацких станках в основном в свободное от сельскохозяйственных работ время. За выполненную работу рабочим артели платили деньгами, что являлось определенным источником доходов селян и поддерживало их общее благосостояние.
Мой дед Фендель Давид Генрихович, работая а артели "Сарпинка", из Бальцера привозил на подводе нитки, так называемые "шпули" для изготовления ткани, а потом отвозил готовую ткань в Бальцер.В Бальцере в то время была ткацкая фабрика.Был в селе и свой маслосыродельный завод - "Die Keserei", на котором делалось сливочное масло и прекрасный сыр. Маслосырзавод работал тоже в основном после окончания сельскохозяйственных работ и выполнения плана по сдаче молока государству. В голодные 1932-1933 гг. сюда приходили дети и им перепадало иногда по порции сыворотки.
Это дети тех далёких лет. Может, кто-то себя или своих близких узнает здесь.
Не обошло село Ней-Денгоф и распространенное в Поволжье табачное производство. Табачные плантации находились на западной окраине села, здесь же были сооружены навесы для просушки табака. Руководил табачным производством Готфрид Филиппович Юстус. Был он рождением с 1888 года. В село приехал в начале 1930-х годов специально в связи с организацией в колхозах им. Орджоникидзе и М. Горького табачного производства. С этой целью на каждый колхоз было выделено по 25 га земли. Посев производился посадочной машиной. Табак возделывался двух сортов: ярко-желтый - турецкий и темно-зеленый - саратовский. Работы по производству и обработке табака были очень трудоемки. К обработке плантаций привлекались все жители села, в том числе и школьники. Воду для полива табака привозили на волах.
На юго-восточной окраине села были три ветряные мукомольные мельницы, прежде принадлежавшие семьям Шваб, Вольф и Флеклер. Последние на рубеже 1920-30-х годов попали под раскулачивание, были репрессированы и высланы из села.
В эти же годы создавались колхозы. В них был собран частный скот. Но кормить собранный скот в кодхозах было нечем. Скотина настолько отощала, что не могла стоять на ногах, приходилось её, в прямом смысле этого слова, ставить на ноги и чтобы она держалась на ногах, подвязывать её сверху на верёвках. По этому поводу на заборе , у конторы кто-то нарисовал подвешенную на верёвках лошадь - клячу и написал:
" Russland hengt im Sahle
Das grosse starke Reich.
Statt Stiefel tragen sie Lapte
Dem Bettler sind Sie gleich."
И вот такой поэтический перевод на русский:
"Россия" висит на верёвках,
Великая держава.
Лапти да поддёвка -
Что с бедною Россией стало.
Но возвращаясь к ранее написанному, всё-таки, может быть, кто-то из форумчан или гостей найдёт в своих архивах фотографии тех лет. А может, и в Интернете. У нас ведь мастеров на форуме хватает. Буду рад. На северо-западной окраине села, около озера, была расположена еще одна ветряная мельница, принадлежавшая прежде также семье Вольфов. По воспоминаниям жителей села Ней-Денгоф на этой мельнице когда-то делали самое вкусное, хорошее подсолнечное масло.
Суббота в селе считалась общим днем уборки. В этот день улицы села приводились в порядок, подметались.В предвоенные годы в селе были свои духовой и струнный оркестры, действовали кружки художественной самодеятельности, которые выезжали с концертами в соседние села. Местом отдыха жителей села Ней-Денгоф было "Die rote Klinge", располагавшееся на восточной окраине села, в районе "Damberg'а".
Здесь на лугу, вблизи родника, было место отдыха сельчан "die Rote Klinge."
По воспоминаниям стариков село Ней-Денгоф всегда отличалось высокой организованностью и культурой.
В селе Ней-Денгоф - Новинка родились:
Рутц Рейнгольд Иванович, 1936 года рождения, доктор сельскохозяйственных наук,профессор, член-корреспондент академии сельскохозяйственных наук, автор более 130 научных работ, нескольких монографий. Живет и работает в настоящее время в г. Омске. О нём уже я рассказывал в предыдущих сообщениях.
Флеклер Генрих Генрихович, 1940 года рождения, кандидат технических наук, потомок тех самых Флеклеров, которые пострадали за свою мельницу.
Не меньших успехов достигли и потомки выходцев из села Ней-Денгоф. В Москве живет Линдт Виктор Александрович, 1950 года рождения. Его родители - выходцы из села Ней-Денгоф.Сам Виктор Александрович - военный музыкант. Его дочь, Ирина Викторовна, известная актриса театра на Таганке. Ирина родилась в 1974 г. в г. Алма-Ате. Она не только замечательная актриса, но и ещё пишет прекрасные стихи.Если хотите больше узнать об Ирине Линд, можете открыть здесь.
http://www.taganka.org/html/actors/lindt.htm
Среди тех, кто принимал активное участие в общественном движении советских немцев по восстановлению Республики немцев Поволжья также есть выходцы из села Ней-Денгоф или их потомки.
Рейнгардт Филипп Филиппович, 1912 года рождения, до войны получил средне-техническое образование, работал в сельской МТС. В трудармии был в г. Краснотурьинске на строительстве Богословского алюминиевого завода. Позже, учитывая его техническое образование, был переброшен на Беломоро-Балтийский канал, где принимал непосредственное участие в создании и строительстве первой в стране газо-генераторной станции.
Его сын, Рейнгардт Филипп Филиппович, 1937 года рождения, имеет высшее инженерно-техническое образование. Активный участник общественного движения российских немцев, также стоял у истоков создания общества "Возрождение", участник всех трёх съездов общества. С 1994 по 2003 гг. был заместителем председателя Омской областной организации Российской Национально-Культурной автономии. Являлся членом Консультационного совета по национально-культурным автономиям при правительстве Российской Федерации.
Альма Рейнгольдовна Эглит (1949-1996), стояла у истоков создания общества советских немцев "Возрождение", была участником первого съезда общества,
ответственным секретарем, а потом заместителем председателя Межгосударственного Совета российских немцев. В с. Ней-Денгоф родился отец Альмы Эглет, Рейнгольд Дайнес.Сама же Альма Рейнгольдовна родилась в г. Краснотурьинске Свердловской области, где её родители отбывали трудармию.
Департация, трудармия - самые трагические вехи в жизни жителей колонии Ней Денгоф.
"...Но и до смерти до своей едва ли
Я забуду тот день и тот год,
Когда в Сибирь или куда подале
Поволжских немцев разом выселяли,
Не тех, кто побывал в судебном зале,
Не хутор, не деревню - весь народ"
( Автор неизвестен).
Но с депортацией жизнь села не остановилась. Уже 9 октября 1941 года из Брянской и других областей центральной России, из Капустина Яра, будущего полигона испытаний ядерного оружия( из-за Волги) прибыли новые жители, среди которых : Захарикова Матрёна Яковлевна,работавшая повором, дояркой, пекарем во вновь образованном совхозе "Новинский". принимала активное участие в восстановлении истории села.
Это - "Шуваевская бригада" - группа жителей села, прибывших сюда после нашей депортации из Капустина Яра. В белой кофте Захарикова Матрёна Яковлевна, 1914 г.р., прибывшая в село из Брянской обл., с. Ловать.
"Шуваевская бригада" оставила после себя хорошую память, в честь неё негласно на селе стали называть старую производственную базу, где они работали, "шуваевскими навесами." На фотографии они слева .
Её дочь Захарикова ( по мужу Суппес) Раиса Васильевна, родившаяся в этом селе, как и мать активна, жизнерадостна, не лишена чувства юмора, гуманности.
Помогает воспитывать дочери приёмных детей. Человек творческий, пишет стихи, разные, как она говорит "для себя". Но нам всё-таки дала несколько.
"Повстречался парень местный.
Симпатичный, озорной.
Говорит, когда же встречусь
Я, любимая, с тобой?
Что ответить молодому,
Неженатому ему?
Что уж внуки подрастают,
И я бабушка ему.
А прекрасны его ласки,
Душа тянется к нему...
Но молва- людская сказка.
Как его уберегу?
Не сберечь любви той
Грешной,
Не зажечь огонь души.
Быть бы мне той первой
Встречной
На заре его любви.
Утонуть в его бы ласках
Отлюбить и отмечтать,
А потом, не сожалея,
Путь последний мне принять."
Но есть и серьёзные, о любви к родному селу...
"Земля родная, всё милей
Ты нам и краше.
Вновь возрождается село.
Родятся детки,
Папы землю пашут.
Встречаем Юбилей.
Здесь корни наши,
Здесь наша жизнь.
Пусть говорят,
Что есть места,
Не то, что наши.
Мне без неё
И грусть, и стынь."
У Матрёны Яковлевны и вторая дочь, Светлана, была так же предана Новинке, проработала на её почте 40 лет.
Вот такие женщины - в Новинке.
В настоящее время село Новинка является административным центром сельского поселения и вполне благоустроенным, современным, по российским меркам, населенным
пунктом. В состав сельского поселения Новинское входят: село Новинка, пос. Мирный и село Пограничное. Сейчас (2008 г.) в селе проживает около 400 человек.
В селе Новинка помнят и чтут прошлое, изучают историю села.Примером тому и стенд в Администрации, и действующий музей в школе.Но... об этом будет особый рассказ. Главой администрации села Новинка является Кин Вольдемар Викторович, родители которого из колонии Ней Денгоф. Вольдемар вырос в этом селе, знает каждого и их нужды.
Это здание администрации села Новинка.
С 1989 года село газифицировано, вблизи села расположена газораспределительная станция, работающая на базе Новинского газового месторождения.
В селе имеются два сельскохозяйственных предприятия: сельскохозяйственный производственный кооператив "Стимул", возглавляемый семьёй Морозовых, и крестьянско-фермерское хозяйство "Проскурино".Село связано с районным центром г. Жирновском дорогой с асфальтовым покрытием. Главные улицы в селе асфальтированы, второстепенные также имеют твердое покрытие.В селе имеются: средняя школа с интернатом, медпункт, магазин, два киоска, пекарня, сельский дом культуры с библиотекой, мукомольная мельница.
Это Новинковская школа.
Магазин и пекарня.
Уголок села. А в планах Кина Вольдемара - много преобразований: восстановление старого парка, благоустройство ул. Садовой, открытие сельского музея, ведь основа уже есть - школьный музей.
Как и прежде село Новинка по уровню своего развития, уровню жизни значительно выше окружающих селений.
Раскулачивание, 28 августа 1941 года, депортация, трудармия, спецпоселения были самыми трагическими этапами в жизни колонистов Ней Денгофа. Как и всех российских немцев.
Константин Коппель
(судьба неизвестна)
ДАЛЕКО У САМОЙ ВОЛГИ
Далеко у самой Волги,
в доме на родной реке,
мама песенку мне пела
на немецком языке.
Тридцать лет качалась песня
колыбельною волной.
Я не знал, что это счастье
может кончиться войной.
Бабьим летом в сорок первом
задымили поезда.
Прочь прогнали «колонистов»
из родимого гнезда.
А потом уже в Сибири,
где мотив любви исчез,
мы, мужчины, в трудармейских
лагерях валили лес.
Чуть поздней в тайгу пригнали
женщин с пилами в руке.
Хватит петь детишкам песни
на немецком языке.
Мамы плакали о детях
и сгибались от тоски.
Стыли слёзы, острый голод,
как топор, стучал в виски.
Хоронили их без гроба,
рядом не было семьи.
Эх, могилки-колыбелки,
горки снега и земли!
Далеко у самой Волги,
в доме на родной реке,
мне бы песенку послушать
на немецком языке.
Константин Коппель не из клонии Ней Денгоф,но он будто писал и о них...
Вот об этих бывших колхозниках, передовиках, что изображены на этих снимках.О них, которые пахали, сеяли, честно трудились, растили детей, любили и... верили...
А потом пополнили многочисленные "лаги", в которых их унижали, морили голодом и непосильным трудом.
Учительница истории, руководитель краеведческого кружка из Тюменской области Н.В. Миронюк и сейчас НЕ МОЖЕТ ЗАБЫТЬ ОБ ЭТОМ.
Вспомнила она и нейденгофовцев:
-Кох, урождённую Гергерт Фриду Яковлевну,
-Фогель Марию Фридриховну,
-Линдт Марию Александровну,
-Гиршфельд Альвину Генриховну,
-Штоль Наталию Генриховну...
Хожу по колонии не в первый раз и опять вспоминаю всё... и всех... ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ.
Далёкое прошлое колонии Ней Денгоф хранит не только история, не только память людей, но и ...
сегодняшние названия, которые закрепились за некоторыми местами села Новинка, напоминая всем,
что здесь когда-то была немецкая колония.
Например, "Ульрихов пруд."
Когда-то на этом месте был маленький прудик. Но вот в Новинку приезжает Ульрих(к сожалению, пока его могу назвать только так). Поселяется около пруда и это неслучайно. Он оказался человеком работящим и думающим. Серьёзно занялся поднятием дамбы (плотины), когда-то сооружённой первопоселенцами. И конечно, прудом. Он очищал его, заботился о нём. А пруд, чувствуя эту заботу, хорошел день ото дня, становился больше и глубже. Пруд привлекал и взрослых, и шаловливых мальчишек. А Ульрих охранял его от злоумышленников. Потом уехал Ульрих... Пришло новое время, плотину подняли ещё выше уже новые хозяйственники.
Развелась в нём рыба, гуси плавают по его зеркальной глади, люди любуются этой красотой. Вот и мы никак не могли пройти мимо него. И уходить отсюда не хотелось... А пруд дожидается новых гостей и ...зовётся местным населением" Ульрихов" в память о том самом Ульрихе, которого он ждёт. Об этом поведали мне жители села.