Мои впечатления от поездки в Поволжье
|
|
wolgadeutsche | Дата: Понедельник, 06.09.2010, 15:41 | Сообщение # 16 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9159
Статус: Offline
| Немного о музейных экспонатах. Особую ценность имеет коллекция предметов этнографии( более 1100 музейных предметов). Эта коллекция позволяет широко представить занятия, промыслы, ремёсла и различные стороны быта Екатериненштадта(Боронска). На одном из полотен готическим шрифтом вышиты слова:" В работе смысл жизни", которые как нельзя лучше характеризуют немецких колонистов, наших предков, наших прародителей. В коллекции широко представлены плотницкие, столярные, кузнечные инструменты, уникальные коллекции мебели, изготовленные екатериненштатскими умельцами. Здесь представлены и образцы соломоплетения, исконного занятия жителей этих мест, т.е. наших предков-немцев. Тут и работы по вышиванию и ткачеству. Всё они умели, всё могли. Экскурсия была короткой, но незабываемой. При посещении музея в Марксе мы обратили внимание на одну из книг - " Материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся 15-17 апреля 2003 года в г.Саратове. Издательство Саратовского университета. 2003. (См. фото) Кстати, мы её купили. В статье В.А. Фриауфа " Знаки и символы города" читаем: "Когда-то на Руси города начинались с закладки Храма Божьего, т.е. вертикальной символической связи с "небесным Градом". Как известно - строительство в поволжских колониях начиналось с закладки церкви( это место должно быть чистым, светлым, высоким, благим) и других общественных зданий, обеспечивавших жизнь колонистов.Можно только догадываться, почему церковь в колонии Цюрих, переоборудованная в К Л У Б, сгорела. (Да и не только в Цюрихе.)
|
|
| |
wolgadeutsche | Дата: Понедельник, 06.09.2010, 15:46 | Сообщение # 17 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9159
Статус: Offline
| В этой же книге в статье Л.К.Филиппова "Из истории немецких топонимов Нижнего Поволжья" читаем: ..."Установление новых названий бывших немецких колоний - благородное дело.Ведь большинство немецких семей после 28 августа 1941 года оказались разорванными и многие из них до сих пор ищут родных и близких. Важным ориентиром в этом поиске могли бы стать их родные деревни и сёла, но как они сегодня называются, мало кому известно.Кроме того, ещё существует и дань памяти. В этой связи уместно привести некоторые строки из письма Светланы Шпаннагель из города Шевченко (Республика Казахстан), опубликованного в газете "Коммунист" 14 июня 1991 г.Она пишет:"...я обязана выполнить одну клятву, которую я дала своей маме. Побывать на Волге,на том месте, где она родилась и выросла. Да вот беда. Название она мне оставила немецкое - чудное, сказочное - Цветочное Поле - Блюменфельд! А где? Да на Волге! Я знаю, многие названия автономной республики немцев Поволжья переименованы. Я писала кое-куда, но ответа нет как нет...где находится это Цветочное Поле, поле юности моей мамы, моих прародителей, какое сегодня у Поля название?" Своё письмо С.Шпаннагель заканчиваетсловами "Дорогие друзья помогите мне." Если мы хотим помочь таким людям, как С. Шпаннагель(а помочь мы обязаны), надо основательно заняться установлением новых названий бывших колоний немцев Поволжья" Мы обратили внимание на это письмо, т.к. оно очень созвучно нашим чувствам, потребностям души, сподвигнувшим нас к этому путешествию, да, наверное, не только нас... Отрадно сознавать, что с помощью нашего замечательного форума люди имеют возможность узнать прежние и новые названия немецких колоний. Дорогие друзья! Может кто-то из вас знаком или что-то знает об авторе письма? Попробуем ей помочь, если в этом есть ещё необходимость. Эти материалы вместе с увиденным в городе вдохновили меня к написанию нового стихотворения, которое вы читали только что. Продолжение описания путешествия следует, но уже о городе Энкельс. И последняя информация из Маркса - Расписание движения автобусов. Генрих Фендель и Наталия Гусева. здесь на сайте
|
|
| |
wolgadeutsche | Дата: Вторник, 07.09.2010, 15:20 | Сообщение # 18 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9159
Статус: Offline
| Впереди город Энгельс. Его разделяет с Саратовым только мост через Волгу. Туда один за одним идут автобусы на Энгельс, жители Саратова даже на пляж ездят в Энгельс, т.к. это значительно удобнее, чем добираться на саратовский пляж. С городом Энгельсом связана жизнь известных людей: http://engels-pokrovsk.ru/alfred-garrievich-shnitke/#more-101 (Здесь можно прочитать об Альфреде Шнитке, мать которого была родом из немцев Поволжья) http://engels-pokrovsk.ru/rejngold-genrixovich-berg/#more-160 (Здесь можно прочитать о Рейнгольде Берге, художнике-графике) http://engels-pokrovsk.ru/yakov-veber/#more-152 (Здесь можно прочитать о художнике Якове Вебере, 1870г.р.в колонии Голый Карамыш. Далее семья проживала в Зельмане. Очень насыщенная и трагическая жизнь художника-немца.15 его работ хранятся в Энгельсском краеведческом музее) А вот и первое фото этой поездки. Первое - это архив. А вот расписание его работы. Так выглядит архив немцев Поволжья. Здесь мы обедали , когда архив закрывался на перерыв. Я умышленно не забываю сообщить и об этом, т.к. в поездке важно всё, в том числе и забота о хлебе насущном. А это центральная площадь в Энгельсе. На ней-то и находится архив немцев Поволжья.К ней примыкает и замечательный городской парк. На его тенистых аллеях неплохо укрыться от изнуряющей летней жары.(Но в читальном зале архива , между прочем, работал кондиционер) Уголок г. Энгельс. И снова площадь. В Энгельсе мы не могли надолго задержаться, спешили в Саратов. Вечером у нас была очень важная встреча.Впечатление от г.Энгельс самые что ни на есть хорошие. Город чистый, ухоженный, уютный. (О чистоте Саратова я промолчала). А далее будет Жирновск и колония Ней Денгоф (Новинка), но об этом - в следующем репортаже.
|
|
| |
wolgadeutsche | Дата: Понедельник, 20.09.2010, 21:06 | Сообщение # 19 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9159
Статус: Offline
| "Путевые заметки" пребывания в Немповолжье Sedoi.de с сайта http://wolgadeutschen.borda.ru Поезд везёт меня к Саратову. На пути мелькают станции и полустанки,леса, поля, реки и горы... необозримые просторы российские. Вот на чём я остановил своё внимание и запечатлел эти моменты своим фотоаппаратом. Поезд приближается к Саратову. Я волнуюсь - впереди много встреч,впереди - моя родина. Вот я уже на волжской земле. Меня встретил Саратов тепло и сердечно. Впереди путь в Немповолжье. Но он уже нами рассказан, так что теперь дошёл черёд до моей родной колонии Ней Денгоф (Новинка). Я - у родника села Новинка. Немецкая колония Ней-Денгоф (сейчас - село Новинка Жирновского района Волгоградской области) была основана в 1863 году как дочерняя колония выходцами из колонии Денгоф,которая в свою очередь получила свое название по имени первого форштегера (старосты) колонии графа фон Денгоффа (Dönhoff). Часто название вновь основанных поселений - дочерних колоний -определялось по названию колонии выхода. Следуя этому правилу, выходцы из колонии Денгоф назвали свою новую колонию -Ней-Денгоф (Neu Dönnhof), т.е. "Новый Денгоф". К сожалению,я не располагаю документами об основании этого поселения и присвоении ему наименования Ней-Денгоф, поэтому не могу ответить на вопрос, было ли это решение сельского схода или административное указание какого-либо чиновника. А может быть всё произошло стихийно, само собой, в среде жителей нового поселения, а позже лишь было зафиксировано на бумаге.Вероятно, так оно и было, т.к. при посещении Энгельсского архива таких документов не нашли. Колонисты переселились в дочернюю колонию, получившую название Ней-Денгоф, в течение 1862-1863 годов в количестве 301 души мужского пола из колонии Старой Гололобовки (Денгоф),откуда до переселения они ездили в эту местность для обработки земельных участков и посевов, преодолевая расстояние более двадцати верст. Все переселенцы были лютеранского вероисповедания. Новое поселение расположилось верстах в шести от границы прежнего Аткарского уезда. Место расположения представляло собой ровную низменную местность у оврага, составлявшего вершину речки Перевозинки, и озера, окружностью около 2-х верст, которое сохранилось до сих пор. Хотя в иные годы оно полностью пересыхало. С северо-востока на юго-запад селение пересекали продольные улицы, впоследствии их стало 5, которые в свою очередь пересекались поперечными, так называемыми Qwerstraße. Но это план современного села Новинка. Известно, что колонисты сохраняли передававшуюся из поколения в поколение традицию - при основании нового поселения сразу строить школу, которая одновременно часто служила и церковью. Неудивительно поэтому,что население немецких колоний была намного грамотнее окружавшего его населения русских и украинских сел. По данным земской переписи 1866 г. грамотных в селе Ней-Денгоф считалось 428 мужчин и 409 женщин, что составляло более половины всего населения. На верхнем снимке бывшая церковно-приходская школа колонии Ней Денгоф (фото 1966 года) На нижнем - это же здание после ремонта в 60-ые годы ( сейчас это сельский клуб) А вот это уже здание современной школы-интерната в селе Новинка. А это - зимний сад в холле школы. (Снимок сделан при нашем посещении,когда были летние каникулы и в школе ещё шли последние приготовления к 1 сентября.) В селе имелось 165 жилых помещений, из которых 75 были каменные -около половины всех строений, 90 - деревянные; 16 были крыты тесом и 149 - соломою. По данным той же земской переписи 1866 г. у колонистов имелось 136 плугов, 731 лошадь, 135 волов, 607 коров и телят, 1353 овцы, 506 коз, 835 свиней. Эти показатели могут свидетельствовать о том, что колонисты, благодаря своему трудолюбию, к этому времени были уже весьма зажиточными, что вообще характерно для немецких колонистов. Один из сохранившихся старых немецких домов в селе Новинка (Ней Денгоф ) Село Ней-Денгоф всегда было чисто немецким, за исключением нескольких человек - вероятно, это были учителя или медицинские работники, а в советский период - представители партийных и советских органов Основа всей жизни, конечно же, вода. Для питьевой воды в селе почти в каждом дворе устраивались колодцы, но вода в них по вкусовым качествам не везде была одинаковой. Моя мама рассказывала, что самая вкусная вода была в колодце во дворе дома её отца Филиппа Яковлевича Шварцкопфа,который жил на центральной улице, и этим колодцем пользовались многие селяне. Восстановленный колодец в бывшем дворе моего деда Шварцкопфа. Я пью воду из колодца своего деда Шварцкопфа. Спасибо людям, которые восстановили этот колодец.
|
|
| |
wolgadeutsche | Дата: Понедельник, 20.09.2010, 21:13 | Сообщение # 20 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9159
Статус: Offline
| Ещё до революции в селе Ней-Денгоф некоторое время располагалась земская ямская станция с двумя лошадьми. В разное время в селе имелись две школы. Церковно-приходская школа была открыта в 1863 г. и построена в центре села. До настоящего времени в центре села Новинка сохранилось здание бывшей школы, возможно построенной ещё в год основания немецкой колонии, а может быть вновь возведенной на месте старой школы. Здание это когда-то имело два этажа, но позже верхний этаж был снят, здание было обложено кирпичом и отремонтировано. В настоящее время здесь находится сельский дом культуры. Теперь эти здания используются под хозяйственный участок. Были в селе Ней-Денгоф свои мастеровые по изготовлению ткацких станков, прялок, маслобоек, веялок, а также люди других ремёсел. Среди жителей села известные на всю округу своими ремеслами были:Филипп Яковлевич Фендель, занимавшийся изготовлением прялок и маслобоек.Родился Филипп Яковлевич в с. Ней-Денгоф в 1894 году. Когда подрос, перенял мастерство изготовления прялок и маслобоек у своего отца и занимался этим ремеслом вплоть до депортации из села в сентябре 1941 г. Но и после депортации не оставил он своё дело - проживая в Абатском районе Тюменской области, куда была выселена семья Фенделя, Филипп Яковлевич занимался ремеслом изготовления прялок и маслобоек до самой смерти. Справа стоит прялка, изготовленная одним из старых умельцев-немецких колонистов, сохранившаяся в селе Новинка. Прялка - экспонат "Музея истории села" Новинковской средней школы. Семья Юнг, занимавшаяся изготовлением ткацких станков. Глава этой семьи был первым руководителем созданной в селе Ней-Денгоф ткацкой артели "Сарпинка". Под номером 5 на фотографии мой дед Фендель Генрих Яковлевич. Коллектив артели "Сарпинка" довоенной колонии Ней Денгоф, которая занималась изготовлением известной в Поволжье ткани сарпинка.Семья Юнг была депортирована в Салехард, где до сих пор и проживает.В этом году я намеревался съездить и туда, но, к сожалению, мне это не удалось. Яков Яковлевич Линдт с женой - сельские портные. Яков Линд родился в с. Ней-Денгоф в 1872 году и был депортирован в 1941 г. в Тюменскую область, где до глубокой старости продолжал вместе с женой шить одежду на заказ. Супруги Линд являлись мастерами высокого класса! Были в селе и свои пимокаты (т. е. специалисты по изготовлению войлочных валенок) - братья Линдт: Генрих, Карл, Виктор и Александр, перенявшие ремесло от своего отца Якова Яковлевича. Возвращаясь к теме развития ремёсел в селе Ней-Денгоф, стоит упомянуть и о некоторых производствах, нашедших своё развитие в селе. Наибольшее развитие здесь приобрело ткацкое производство. Во многих домах стояли ткацкие станки, на которых вырабатывалась известная по всей России и за рубежом сарпинка. В начале 1930-х годов на базе этих кустарных промыслов была создана артель "Сарпинка". Ткацкие станки были установлены в двух, прежде жилых, домах, расположенных в центре села на территории колхоза им. М. Горького. Сырье для изготовления сарпинки привозили из Бальцера. Готовую ткань отвозили на подводах обратно в Бальцер. Работали в артели на ткацких станках в основном в свободное от сельскохозяйственных работ время. За выполненную работу рабочим артели платили деньгами, что являлось определенным источником доходов селян и поддерживало их общее благосостояние. Мой дед Фендель Давид Генрихович, работая а артели "Сарпинка", из Бальцера привозил на подводе нитки, так называемые "шпули" для изготовления ткани, а потом отвозил готовую ткань в Бальцер.В Бальцере в то время была ткацкая фабрика.Был в селе и свой маслосыродельный завод - "Die Keserei", на котором делалось сливочное масло и прекрасный сыр. Маслосырзавод работал тоже в основном после окончания сельскохозяйственных работ и выполнения плана по сдаче молока государству. В голодные 1932-1933 гг. сюда приходили дети и им перепадало иногда по порции сыворотки. Это дети тех далёких лет. Может, кто-то себя или своих близких узнает здесь. Не обошло село Ней-Денгоф и распространенное в Поволжье табачное производство. Табачные плантации находились на западной окраине села, здесь же были сооружены навесы для просушки табака. Руководил табачным производством Готфрид Филиппович Юстус. Был он рождением с 1888 года. В село приехал в начале 1930-х годов специально в связи с организацией в колхозах им. Орджоникидзе и М. Горького табачного производства. С этой целью на каждый колхоз было выделено по 25 га земли. Посев производился посадочной машиной. Табак возделывался двух сортов: ярко-желтый - турецкий и темно-зеленый - саратовский. Работы по производству и обработке табака были очень трудоемки. К обработке плантаций привлекались все жители села, в том числе и школьники. Воду для полива табака привозили на волах. На юго-восточной окраине села были три ветряные мукомольные мельницы, прежде принадлежавшие семьям Шваб, Вольф и Флеклер. Последние на рубеже 1920-30-х годов попали под раскулачивание, были репрессированы и высланы из села. В эти же годы создавались колхозы. В них был собран частный скот. Но кормить собранный скот в кодхозах было нечем. Скотина настолько отощала, что не могла стоять на ногах, приходилось её, в прямом смысле этого слова, ставить на ноги и чтобы она держалась на ногах, подвязывать её сверху на верёвках. По этому поводу на заборе , у конторы кто-то нарисовал подвешенную на верёвках лошадь - клячу и написал: " Russland hengt im Sahle Das grosse starke Reich. Statt Stiefel tragen sie Lapte Dem Bettler sind Sie gleich." И вот такой поэтический перевод на русский: "Россия" висит на верёвках, Великая держава. Лапти да поддёвка - Что с бедною Россией стало. Но возвращаясь к ранее написанному, всё-таки, может быть, кто-то из форумчан или гостей найдёт в своих архивах фотографии тех лет. А может, и в Интернете. У нас ведь мастеров на форуме хватает. Буду рад. На северо-западной окраине села, около озера, была расположена еще одна ветряная мельница, принадлежавшая прежде также семье Вольфов. По воспоминаниям жителей села Ней-Денгоф на этой мельнице когда-то делали самое вкусное, хорошее подсолнечное масло. Суббота в селе считалась общим днем уборки. В этот день улицы села приводились в порядок, подметались.В предвоенные годы в селе были свои духовой и струнный оркестры, действовали кружки художественной самодеятельности, которые выезжали с концертами в соседние села. Местом отдыха жителей села Ней-Денгоф было "Die rote Klinge", располагавшееся на восточной окраине села, в районе "Damberg'а". Здесь на лугу, вблизи родника, было место отдыха сельчан "die Rote Klinge." По воспоминаниям стариков село Ней-Денгоф всегда отличалось высокой организованностью и культурой. В селе Ней-Денгоф - Новинка родились: Рутц Рейнгольд Иванович, 1936 года рождения, доктор сельскохозяйственных наук,профессор, член-корреспондент академии сельскохозяйственных наук, автор более 130 научных работ, нескольких монографий. Живет и работает в настоящее время в г. Омске. О нём уже я рассказывал в предыдущих сообщениях. Флеклер Генрих Генрихович, 1940 года рождения, кандидат технических наук, потомок тех самых Флеклеров, которые пострадали за свою мельницу. Не меньших успехов достигли и потомки выходцев из села Ней-Денгоф. В Москве живет Линдт Виктор Александрович, 1950 года рождения. Его родители - выходцы из села Ней-Денгоф.Сам Виктор Александрович - военный музыкант. Его дочь, Ирина Викторовна, известная актриса театра на Таганке. Ирина родилась в 1974 г. в г. Алма-Ате. Она не только замечательная актриса, но и ещё пишет прекрасные стихи.Если хотите больше узнать об Ирине Линд, можете открыть здесь. http://www.taganka.org/html/actors/lindt.htm Среди тех, кто принимал активное участие в общественном движении советских немцев по восстановлению Республики немцев Поволжья также есть выходцы из села Ней-Денгоф или их потомки. Рейнгардт Филипп Филиппович, 1912 года рождения, до войны получил средне-техническое образование, работал в сельской МТС. В трудармии был в г. Краснотурьинске на строительстве Богословского алюминиевого завода. Позже, учитывая его техническое образование, был переброшен на Беломоро-Балтийский канал, где принимал непосредственное участие в создании и строительстве первой в стране газо-генераторной станции. Его сын, Рейнгардт Филипп Филиппович, 1937 года рождения, имеет высшее инженерно-техническое образование. Активный участник общественного движения российских немцев, также стоял у истоков создания общества "Возрождение", участник всех трёх съездов общества. С 1994 по 2003 гг. был заместителем председателя Омской областной организации Российской Национально-Культурной автономии. Являлся членом Консультационного совета по национально-культурным автономиям при правительстве Российской Федерации. Альма Рейнгольдовна Эглит (1949-1996), стояла у истоков создания общества советских немцев "Возрождение", была участником первого съезда общества, ответственным секретарем, а потом заместителем председателя Межгосударственного Совета российских немцев. В с. Ней-Денгоф родился отец Альмы Эглет, Рейнгольд Дайнес.Сама же Альма Рейнгольдовна родилась в г. Краснотурьинске Свердловской области, где её родители отбывали трудармию. Департация, трудармия - самые трагические вехи в жизни жителей колонии Ней Денгоф. "...Но и до смерти до своей едва ли Я забуду тот день и тот год, Когда в Сибирь или куда подале Поволжских немцев разом выселяли, Не тех, кто побывал в судебном зале, Не хутор, не деревню - весь народ" ( Автор неизвестен).
|
|
| |
wolgadeutsche | Дата: Понедельник, 20.09.2010, 21:21 | Сообщение # 21 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9159
Статус: Offline
| Но с депортацией жизнь села не остановилась. Уже 9 октября 1941 года из Брянской и других областей центральной России, из Капустина Яра, будущего полигона испытаний ядерного оружия( из-за Волги) прибыли новые жители, среди которых : Захарикова Матрёна Яковлевна,работавшая повором, дояркой, пекарем во вновь образованном совхозе "Новинский". принимала активное участие в восстановлении истории села. Это - "Шуваевская бригада" - группа жителей села, прибывших сюда после нашей депортации из Капустина Яра. В белой кофте Захарикова Матрёна Яковлевна, 1914 г.р., прибывшая в село из Брянской обл., с. Ловать. "Шуваевская бригада" оставила после себя хорошую память, в честь неё негласно на селе стали называть старую производственную базу, где они работали, "шуваевскими навесами." На фотографии они слева . Её дочь Захарикова ( по мужу Суппес) Раиса Васильевна, родившаяся в этом селе, как и мать активна, жизнерадостна, не лишена чувства юмора, гуманности. Помогает воспитывать дочери приёмных детей. Человек творческий, пишет стихи, разные, как она говорит "для себя". Но нам всё-таки дала несколько. "Повстречался парень местный. Симпатичный, озорной. Говорит, когда же встречусь Я, любимая, с тобой? Что ответить молодому, Неженатому ему? Что уж внуки подрастают, И я бабушка ему. А прекрасны его ласки, Душа тянется к нему... Но молва- людская сказка. Как его уберегу? Не сберечь любви той Грешной, Не зажечь огонь души. Быть бы мне той первой Встречной На заре его любви. Утонуть в его бы ласках Отлюбить и отмечтать, А потом, не сожалея, Путь последний мне принять." Но есть и серьёзные, о любви к родному селу... "Земля родная, всё милей Ты нам и краше. Вновь возрождается село. Родятся детки, Папы землю пашут. Встречаем Юбилей. Здесь корни наши, Здесь наша жизнь. Пусть говорят, Что есть места, Не то, что наши. Мне без неё И грусть, и стынь." У Матрёны Яковлевны и вторая дочь, Светлана, была так же предана Новинке, проработала на её почте 40 лет. Вот такие женщины - в Новинке. В настоящее время село Новинка является административным центром сельского поселения и вполне благоустроенным, современным, по российским меркам, населенным пунктом. В состав сельского поселения Новинское входят: село Новинка, пос. Мирный и село Пограничное. Сейчас (2008 г.) в селе проживает около 400 человек. В селе Новинка помнят и чтут прошлое, изучают историю села.Примером тому и стенд в Администрации, и действующий музей в школе.Но... об этом будет особый рассказ. Главой администрации села Новинка является Кин Вольдемар Викторович, родители которого из колонии Ней Денгоф. Вольдемар вырос в этом селе, знает каждого и их нужды. Это здание администрации села Новинка. С 1989 года село газифицировано, вблизи села расположена газораспределительная станция, работающая на базе Новинского газового месторождения. В селе имеются два сельскохозяйственных предприятия: сельскохозяйственный производственный кооператив "Стимул", возглавляемый семьёй Морозовых, и крестьянско-фермерское хозяйство "Проскурино".Село связано с районным центром г. Жирновском дорогой с асфальтовым покрытием. Главные улицы в селе асфальтированы, второстепенные также имеют твердое покрытие.В селе имеются: средняя школа с интернатом, медпункт, магазин, два киоска, пекарня, сельский дом культуры с библиотекой, мукомольная мельница. Это Новинковская школа. Магазин и пекарня. Уголок села. А в планах Кина Вольдемара - много преобразований: восстановление старого парка, благоустройство ул. Садовой, открытие сельского музея, ведь основа уже есть - школьный музей. Как и прежде село Новинка по уровню своего развития, уровню жизни значительно выше окружающих селений. Раскулачивание, 28 августа 1941 года, депортация, трудармия, спецпоселения были самыми трагическими этапами в жизни колонистов Ней Денгофа. Как и всех российских немцев. Константин Коппель (судьба неизвестна) ДАЛЕКО У САМОЙ ВОЛГИ Далеко у самой Волги, в доме на родной реке, мама песенку мне пела на немецком языке. Тридцать лет качалась песня колыбельною волной. Я не знал, что это счастье может кончиться войной. Бабьим летом в сорок первом задымили поезда. Прочь прогнали «колонистов» из родимого гнезда. А потом уже в Сибири, где мотив любви исчез, мы, мужчины, в трудармейских лагерях валили лес. Чуть поздней в тайгу пригнали женщин с пилами в руке. Хватит петь детишкам песни на немецком языке. Мамы плакали о детях и сгибались от тоски. Стыли слёзы, острый голод, как топор, стучал в виски. Хоронили их без гроба, рядом не было семьи. Эх, могилки-колыбелки, горки снега и земли! Далеко у самой Волги, в доме на родной реке, мне бы песенку послушать на немецком языке. Константин Коппель не из клонии Ней Денгоф,но он будто писал и о них... Вот об этих бывших колхозниках, передовиках, что изображены на этих снимках.О них, которые пахали, сеяли, честно трудились, растили детей, любили и... верили... А потом пополнили многочисленные "лаги", в которых их унижали, морили голодом и непосильным трудом. Учительница истории, руководитель краеведческого кружка из Тюменской области Н.В. Миронюк и сейчас НЕ МОЖЕТ ЗАБЫТЬ ОБ ЭТОМ. Вспомнила она и нейденгофовцев: -Кох, урождённую Гергерт Фриду Яковлевну, -Фогель Марию Фридриховну, -Линдт Марию Александровну, -Гиршфельд Альвину Генриховну, -Штоль Наталию Генриховну... Хожу по колонии не в первый раз и опять вспоминаю всё... и всех... ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ. Далёкое прошлое колонии Ней Денгоф хранит не только история, не только память людей, но и ... сегодняшние названия, которые закрепились за некоторыми местами села Новинка, напоминая всем, что здесь когда-то была немецкая колония. Например, "Ульрихов пруд." Когда-то на этом месте был маленький прудик. Но вот в Новинку приезжает Ульрих(к сожалению, пока его могу назвать только так). Поселяется около пруда и это неслучайно. Он оказался человеком работящим и думающим. Серьёзно занялся поднятием дамбы (плотины), когда-то сооружённой первопоселенцами. И конечно, прудом. Он очищал его, заботился о нём. А пруд, чувствуя эту заботу, хорошел день ото дня, становился больше и глубже. Пруд привлекал и взрослых, и шаловливых мальчишек. А Ульрих охранял его от злоумышленников. Потом уехал Ульрих... Пришло новое время, плотину подняли ещё выше уже новые хозяйственники. Развелась в нём рыба, гуси плавают по его зеркальной глади, люди любуются этой красотой. Вот и мы никак не могли пройти мимо него. И уходить отсюда не хотелось... А пруд дожидается новых гостей и ...зовётся местным населением" Ульрихов" в память о том самом Ульрихе, которого он ждёт. Об этом поведали мне жители села.
|
|
| |
wolgadeutsche | Дата: Понедельник, 20.09.2010, 21:25 | Сообщение # 22 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9159
Статус: Offline
| Притягательным местом и для местных, и для приезжих является родник Новинки. А сколько он существует - трудно сказать. С момента освоения колонии, а может, и раньше. К нему тянутся и пешком, и на машинах. А почему? Вода в нём особенная. А в это знойное лето его водичка была особенно востребована.Родник благоустроен, к нему легко и подойти, и подъехать. А возле родника речушка протекает с чудным названием Капёнка. В зарослях едва видна. Она ли питает родник или он её? Сказать точно не могу, но вот что она подпитывет Ульрихов пруд - это факт. А впадает она в Большую Капёнку, та , в свою очередь, в Медведицу, которая несёт свои воды в Матушку Волгу. Вот она живая связь, природная, а за ней и ... людская. Heinrich Fendel
|
|
| |
wolgadeutsche | Дата: Вторник, 21.09.2010, 15:00 | Сообщение # 23 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9159
Статус: Offline
| Продолжаю я репортаж о Новинке. Сама не знаю, почему о самом главном в Новинке, о его музее, захотелось написать самой. С него мы и начали, но решили этот репортаж сделать заключительным(по Новинке). Музей об истории села создала в Новинковской школе учительница математикм Чернова Павлина Ивановна. Корни у неё немецкие. Род Штеле, Маэр, Ляйхтлинг, Бургарт - её интерес. И родословной она занимается, и ей помощь в этом нужна. Но одержима она музеем. Собирала экспонаты по крупицам. Чего в музее только нет!!!Да вы скоро и сами всё увидете. А сколько "скрыто!" В смысле - разложено и хранится печатного материала по папкам. Другой бы , более расчётливый, давно написал бы диссертацию. Но Павлина Ивановна делает это во имя памяти, по велению души и сердца и, конечно, для подрастающего поколения. Ведь она - педагог и знает, что память в забвении - это крах. Ну как тут обойтись без поэзии. Вспомнились сразу строки поэтессы Вероники Тушновой, я нашла это стихотворение её, бродя по бескрайним просторам Интернета. "Память сердца! Память сердца! Без дороги бродишь ты,- луч, блуждающий в тумане, в океане темноты. Разве можно знать заране, что полюбится тебе, память сердца, память сердца, в человеческой судьбе? Может в городе - крылечко, может речка, может снег, может малое словечко, а в словечке - человек! Ты захватишь вместо счастья теплый дождь, долбящий жесть, пропыленную ромашку солнцу можешь предпочесть!.. Память сердца! Память сердца! Где предел тебе, скажи! Перед этим озареньем отступают рубежи. Ты теплее, ты добрее трезвой памяти ума... Память сердца, память сердца, ты - поэзия сама!" Сегодня мой день начался рано, я настраивалась на этот рассказ. А попутно родились и поэтические строки ... Они посвящаются двум одержимым - Павлине Черновой и Генриху Фенделю. *** Музей. Новинка. Всё так едино В сознании моём переплелось. И, конечно, его творец Павлина, С ней познакомиться мне довелось. Музей - это её детище, творенье. Раздумья многих, многих лет. И "хлеб", и труд, и озаренье, И прошлого достойный след. Всего коснулось твоё сердце. Всему ты применение нашла. Новинка и любая её дверца Перед тобой распахнута всегда. *** Музей и Ней Денгоф - Смысл твоей жизни. О ком я говорю? Конечно, о тебе. Лишь там ты и живёшь Без тени укоризны. И к Волге, и к стране, И разумеется, к судьбе. Ты собираешь всё Давно по крохам. Твой телефон Как неизменный часовой. Читаю твои мысли По глазам и вздохам. А память как блокнот Всегда везде с тобой. Упорно она листает Страницу за страницей. В них судьбы и мечты Колонии вольной твоей. Мелькают города, Селения и лица От даты скорбной той До наших дней. Твой стол и комната твоя Давно музеем стали. Где больше экспонатов, Затрудняюсь я сказать. И диктофон, и видео С тобою побывали На Рейне, Волге и в Сибири. А может, в Салехарде Побывают, как мне знать. Всё найденное - туда, В Денгофскую Новинку. В тот скромный твой, Но дорогой музей. Растают тогда в сердце Все горести и льдинки, Мечта осуществится И станет веселей. И следуя поговорке "Соловья баснями не кормят", я отправляюсь с вами в Новинковский музей села. А дверь в него уже приоткрыта. Заходите, не робейте, вас там уже ждут. А теперь я вам предоставляю возможность походить по музею самостоятельно. Рассмотрите, по возможности, всё. Предметы немецкого быта, труда. Тут есть вклад, и не малый, супруга Павлины Ивановны, Николая Чернова.Да куда ж мы без вас, без мужчин! Такие платки носили и немецкие женщины в праздничные дни. Слева вы видите ставни и отдельные детали с сохранившегося старого немецкого дома в селе Новинка. Вы видите все названия, которые были у колонии Ней Денгоф. Прялка справа - немецкая. Такая прялка была в обиходе в немецких семьях колонии Ней Денгоф. Все экспонаты этого стенда передал музею Генрих Фендель. Все они - ценные реликвии Генриха.Принадлежали близким ему людям - деду, отцу и другим. Из поездки по Уралу и Сибири он привёз новые реликвии, которые получил от своих сестёр, друзей и просто бывших жителей колонии Ней Денгоф. А сколько ещё готовится к передаче, но уже... в муниципальный музей Новинки. Доступ в него был бы более реален для всех посетителей. Что не всегда бывает возможным в услових школы. Этот кошелёк своего деда Шварцкопфа Ф.Я. Генрих Фендель передал музею. Генрих помнит этот кошелёк в военные годы у деда. Шварцкопф Ф.Я. родился и жил в колонии Ней Денгоф до депортации. Я хочу напомнить, "Музей истории села" находится сейчас в Новинковской средней школе. Продолжение по музею следует. Наталия
|
|
| |
Wolf | Дата: Вторник, 06.03.2012, 16:57 | Сообщение # 24 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
| Здорово!!!!Как бы я хотела поехать,и думаю ПОЕДУ!!!!Спасибо за интересные фото и описания Вашей поездки!!!!
|
|
| |
|